МААМ-картинки

Психология развития как наука (26 фото)

Надежда Прудникова
Психология развития как наука

Предмет психологии развития

В. С. Мухина: «Это наука, изучающая условия, движущие силы онтогенеза психики человека, развития отдельных познавательно-психических процессов, формирования качеств личности».

О. Смирнова: «Это наука, изучающая особенности психической жизни человека, закономерности психического развития от рождения до старости».

Публикация «Психология развития как наука» размещена в разделах

Л. Ф. Обухова: «Это наука, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности во взаимосвязи с возрастом».

Сравнительный анализ

Психология развития как наука
Фото №1 Работа психолога в ДОУ психологии развития В

Объект психологии развития – психическое развитие человека.

Для современной психологии развития основная дифениция науки находится в стадии преобразования, традиционным считалась интерпретация психического развития КИТРВПФ (культурно-историческая теория развития высших психических функций – Л. С. Выготский).

Для современной науки актуальной стала антропологическая концепция развития В. И. Слабодчикова, который иначе формулирует данную категорию:

КИТРВПФ - процесс количественно-качественных изменений в психики человека, который приводит к появлению психических новообразований.

Антропологическая концепция- многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.

Фото №2 Мухина Это наука изучающая условия движущие силы онтогенеза психики человека

Предмет психологии развития – условия, закономерности, движущие силы психического развития человека с учетом возраста.

Основой категории предмета науки интерпретируется в ней с позиции КИТРВПФ, данный автор обосновал основное понятийное содержание психологии развития как науки, что бесспорным является и сегодня:

Условия психологии развития – совокупность, внутренних и внешних постоянно действующих факторов, которые не являются движущими силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат:

Фото №3 Развитие ребенка

Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, является его причинами, содержит в себе энергетические, побудительные источники развития и всегда направляют его «развития» в нужное русло:

Фото №4 Материалы для педагогов развития отдельных познавательно психических процессов формирования качеств личности

Движущие силы – противоречия.

[i]Закономерности психологии развития [/i]– совокупность общих и частных законов, с помощью которых описывается психика развития человека. Опираясь на данные законы развитием можно управлять:

Фото №5 Смирнова Это наука изучающая особенности психической жизни человека закономерности психического развития от рождения до старости

В современной психологии развития к данной триаде предмета науки добавляют изучение видов изменений в психике развития.

Фото №6 Публикация Психология развития как наука размещена в разделах Работа психолога в ДОУ Развитие ребенка

КИТРВПФ – интерпретация предмета науки:

1.

Фото №7 Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка апрель Л

2.

Фото №8 Обухова Это наука изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности во взаимосвязи с возрастом

Обучение развитие зона ближайшего развития

Фото №9 Сравнительный анализ

3. Закономерности

I. Традиционный подход [/b](КИТРВПФ Л. С. Выготский)

1) Закон гетерохронности (ритм развития не совпадает с ритмом времени, чем младше ребенок, тем выше динамика его развития).

Данный закон важен при проведении педагогических диагностик, т. к. определяет индивидуальные различия в усвоении материала, связанные с возрастной динамикой.

2) Закон сензитивности (чувствительности) – в развитие психики можно выделить гиперчувствительные периоды в развитию разных познавательно-психических процессов:

Фото №10 Объект психологии развития психическое развитие человека

Данный закон является научной проблемой, т. к. до сих пор не выявлены все сензитивные периоды, влияющие на эффективность обучения.

3) Закон метаморфозы – психика ребенка отличается от психики взрослого, ребенок не маленький взрослый.

4) Закон компенсации – при недоразвитии одних психических функций другие познавательно-психические процессы это компенсируют.

II. Современный взгляд на значимость психологии развития (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова)

1) Творческий характер развития – важным в психике развития является не усвоение опыта, а порождение его.

2) Ведущая роль социокультурного контекста в психическом развитии – обучение должно быть обогащено культурными и историческими контекстами.

3) Ведущая роль сензитивных периодов развития – важен учет данных периодов в обучении.

4) Совместная деятельность и общение как движущая сила развития и средство обучения.

5) Ведущая детальность – законы ее смены важнейшее основание периодизации возрастного развития, принцип развивающего обучения.

6) Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного шага в развитии ребенка.

7) Амплификация детского развития (А. В. Запорожец) – обогощение развития в предметной среде.

В игровой среде должны быть игрушки, детские игры рассчитанные на детей старше по возрасту, чем дети в группе.

8) Непреходящая ценность всех этапов детского развития – каждый этап детства должен быть прожит полноценно (дошкольное детство – не подготовка к школе).

9) Закон взаимосвязи аффекта и интеллекта (С. Г. Якобсон) – три типа учебной мотивации основанные на данном законе: игровая; мотивация общения в условиях помощи взрослому; мотивация личностной заинтересованности.

10) Опосредованная роль знаково-символических структур – в обучении важно использование метода моделирования.

11) Закон интерио и экстериоризации – в обучении детей дошкольного возраста доминирует механизм экстериоризации (внешний внутренний).

12) Неравномерность или гетерохронность психического развития – индивидуальные различия в развитии и обучении, из-за разности времени созревания психических функций.

Цели и задачи

Цель – разработка общеевропейской концепции возрастной периодизации психического развития с однозначными возрастными границами.

Задачи:

1. Обосновывать ведущие закономерности гармоничного психического развития.

2. Разработать психические рекомендации по сопровождению личности в период возрастных кризисов.

3. Опробировать комплекс диагностических процедур по оценке возрастной нормы развития.

4. Типизировать формы психического развития.

Методология

Методология = принципы + способы

Философский уровень

Б < С (биологический фактор имеет меньшее влияние на развитие личности, чем социальный фактор)

Б = С (биологический фактор имеет такое же влияние на развитие личности, как и социальный фактор)

Б > С (биологический фактор преобладает над социальным фактором в развитии личности)

Фото №11 Для современной науки актуальной стала антропологическая концепция развития В

Для советского периода становление психологии развития как развития ключевое являлось Дж. Локка.

Для российской психологии характерен плюрализм мнений на соотношение Б и С в психологии развития.

Фото №12 Слабодчикова который иначе формулирует данную категорию КИТРВПФ процесс количественно качественных изменений в психики человека который приводит к появлению психических новообразований Фото №13 Антропологическая концепция многосоставной процесс который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления формирования саморазвития

Теория возрастной периодизации Д. Б. Эльконина как основа проектирования

1935 г. Л. С. Выготский впервые опубликовал статью «К проблеме возраста».

В данной статье получила решение мировая научная проблема психологии развития – поиск научного основания к классификации теорий возрастной периодизации.

Автором обоснованы три группы теорий.

I. Вошли теории, основанные на одном внешнем критерии не связанном с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные психологические теории. Например:

1. Теория Рене Заззо

Критерии психологии развития – этапы и специфика обучения.

Фото №14 Предмет психологии развития условия закономерности движущие силы психического развития человека с учетом возраста

2. Теория и периодизация П. П. Блонский

Критерии – период дентеции (смены зубов). Критерии взрослости это появление зуба мудрости.

Фото №15 Движущие силы противоречия

II. Один внутренний критерий тесно связанный с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные теории возникшие в середине XX в.

1. [b]Психоаналитическая теория возрастной периодизации З. Фрейда[/b]

Критерий – движение энергии Либидо по эрогенным зонам.

Фото №16 Закономерности психологии развития совокупность общих и частных законов с помощью которых описывается психика развития человека Фото №17 Опираясь на данные законы развитием можно управлять

2. Когнитивная теория возраста Ж. Пиаже

Критерий – созревание мыслительных операций в формате словесно-логического мышления (синтез, обобщение, сравнение, классификация, конкретизация, анализ, абстрагирование).

Фото №18 В современной психологии развития к данной триаде предмета науки добавляют изучение видов изменений в психике развития Фото №19 КИТРВПФ интерпретация предмета науки

3. Теория морального развития Леон КолбергКритерии – специфика становления морального сознания.

Фото №20 Обучение развитие зона ближайшего развития Фото №21 Закономерности

III. Критериев несколько, они внешне внутренние тесно связаны с психологией развития. Данный автор (Л. С. Выготский) полагает, что теории отнесенные к 3-й группе наиболее полно раскрывают специфики психологии развития. К данной группе относятся все отечественные теории. Наиболее актуальной в практике образовательной деятельности РФ оказалась теория Д. Б. Эльконина. Например, Д. Б. Эльконин в психологической характеристике возраста задает четыре базовых критерия.

1. [b]Социальная ситуация развития [/b]– совокупность внешних условий определяющих внутренние процессы развития, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответственного возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Фото №22 Традиционный подход КИТРВПФ Л

2. Ведающая деятельность – деятельность развития который приводит к освоению общественных функций и соответствующих норм поведения.

Фото №23 Выготский Закон гетерохронности ритм развития не совпадает с ритмом времени чем младше ребенок тем выше динамика его развития

В психологии развития применительно к категории ведущей деятельности определяются качественные ее признаки:

Фото №24 Данный закон важен при проведении педагогических диагностик т

3. Психические новообразования – совокупность психических явлений, которые позволяют реализовывать ведущую деятельность.

4. Возрастной кризис – это переломная точка на кривой возрастной развития. В психологии развития выделены признаки возрастного кризиса:

Границы определяющие начало и конец кризиса от смежных периодов крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания.

Трудновоспитуемость в трудный период. Наблюдается строптивость, падение успеваемости, работоспособности, возрастает количество конфликтов с окружающими.

Негативный характер развития. В возрастном кризисе совершается скорее разрушительная, чем созидательная работа. Однако одновременно с отмиранием старого наблюдаются и конструктивные процессы развития – появление психических новообразований.

Фото №25 определяет индивидуальные различия в усвоении материала связанные с возрастной динамикой
Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психология развития как наука
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 19:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД