Папки-передвижки

Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Наталия Якимова
Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Якимова Н. В.

МБДОУ «Детский сад № 66»

nata-yakimova@list.ru

Аннотация: Современный мир устроен так, что основным условием успеха человека является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми работаешь. Поэтому душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как складываются его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он играет в том коллективе, в котором находится и кем себя ощущает. Здесь важную роль в жизни ребенка - дошкольника играет сверстник. Общение со сверстником представляет собой общение с равным себе, что дает возможность ребенку познавать и самого себя.

Публикация «Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: навыки сотрудничества, взаимодействие со сверстниками, совместная деятельность, технология сотрудничества, модели сотрудничества, образование диад и микрогрупп.

___

Дошкольный возраст – это период активного развития ребенка. Приобретаемый в этом возрасте опыт межличностного взаимодействия с другими людьми становится фундаментом развития его личности, становления самосознания. Существенной особенностью дошкольного детства является возникновение определенных взаимодействий ребенка со сверстниками.

И. В. Маврина [2] и другие отмечают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Одной из таких форм является сотрудничество. Именно сотрудничество обладает наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности, позволяет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни [1]. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе. [4]

В ФГОС ДО указано, что в дошкольном возрасте необходимо создавать условия для развития навыков сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развития умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проблема развития отношений сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях многих педагогов и психологов. Они рассматривают условия развития сотрудничества у старших дошкольников, однако процесс развития сотрудничества возможен уже в раннем возрасте под чутким руководством взрослых [2].

Умение сотрудничать со сверстниками необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров, обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности, уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия. [1]

Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество. Основные характеристики формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста - единство цели, распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение, а также наличие позитивных межличностных отношений. [4]

Анализ современных исследований ученых К. Н. Поливановой и Г. А. Цукерман [5] показывает огромные преимущества формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста. Во – первых, возрастает объем знаний, во – вторых, растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, в – третьих, происходит наименьшая затрата времени на формирование знаний, умений и навыков, в – четвертых, снижаются трудности в применении правил.

По мнению И. В. Мавриной [2], для развития навыков сотрудничества необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий для взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками навыков сотрудничества со сверстниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, где вступают в отношения сотрудничества, где происходит согласование и соподчинение действий.

Как считает Е. М. Фадеева [4], развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста представляет собой технологию сотрудничества. Она предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом – работа в парах и деятельность в микрогруппах. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Таким образом, сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности, в процессе которого выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Сотрудничество дошкольников со сверстниками во время совместной деятельности развивается эффективно если : в процессе ее проведения воспитателем выдвигаются задачи, требующие от детей поиск совместного решения, и создаётся активный интерес к сотрудничеству дошкольников друг с другом, а также используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества на разных видах занятий.

И. В. Маврина [2] выделяет три модели сотрудничества. Совместно-индивидуальная модель – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Совместно-последовательная модель – она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого (по этому принципу действует производственный конвейер). Совместно-взаимодействующая модель – она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов (сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата).

Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. Важно, чтобы уже с младшего возраста ребенок приобретал положительный опыт совместной работы.

При составлении системы работы по развитию навыков сотрудничества мы опирались на положения, посвященные вопросам развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста И. В. Мавриной [2], Л. С. Римашевской [3].

Для развития навыков сотрудничества была составлена программа «Играя, учимся дружить!». Она предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей для работы с детьми 4-6 лет. Эта программа содержит игры, ориентированные на развитие социальной компетентности дошкольников.

Цель программы - формирование социальной компетентности дошкольников через организацию специальных игр и использование различных моделей сотрудничества в совместной деятельности детей.

Задачи программы:

1. Способствовать развитию навыков сотрудничества и улучшению взаимоотношений между детьми.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, формировать навыки речевого этикета, воспитывать культуру «активного слушания».

3. Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; способствовать созданию положительного эмоционального фона; формировать групповую сплоченность; способствовать развитию произвольного контроля над собой.

Технология реализации программы предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, продуктивной. В основе технологии программы лежит поэтапное обучение детей навыкам сотрудничества.

1 этап - направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

2 этап - направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

3 этап: направлен на закрепление умений объединяться с партнерами, распределять роли, действия, вести спор, выхода из конфликтных ситуаций;

Игры представлены по этапам:

1 этап – Развитие основных умений общаться

2 этап – Формирование сплоченности и сотрудничества

3 этап – Обучение эффективным способам общения

4 этап – Развитие притязания на социальное признание

5 этап - Формирование умений, направленных на снятие конфликтности

Мы считаем, что эффективность организации сотрудничества детей в дошкольном возрасте напрямую связана с овладением дошкольниками такими компонентами совместной деятельности, как общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат.

Литература:

1. Ледовских, Н. К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 20-26.

2. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М. : Гном- Пресс, 2001. – С. 106-117.

3. Римашевская, Л. С. Как развивать сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности / Л. С. Римашевская // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2 (62). - С. 3-18.

4. Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста. / Е. М. Фадеева. // Научные труды. ООО Научный мир. Иваново. – 2010. - № 3. – С. 52-57

5. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. – М. : Генезис, 2003. – 128

Публикации по теме:

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Психолого-педагогические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» Воспитание и обучение входят.

Консультация для родителей на тему «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста» В истории человечества.

Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.

Организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников УДК: 373.2 Магистрантка 2 курса специальности «Дошкольное образование» Эмирвелиева Зарема Суюновна Научн. рук. к. п. н., доц. каф. Дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2017 в 12:15
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД