Получи документы

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР

Анна Никитенко
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР

В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ.

Достаточно хорошо изучены особенности восприятия, мышления, памяти, речи и других психических процессов этой группы дошкольников (Е. М. Мастюкова, 1997; Г. В. Чиркина, 1996 и др.). Анализ теоретических работ ведущих специалистов и наблюдения практиков в области логопедии указывают, что существуют и особенности личностного развития этих дошкольников(O.A. Слинько, 1990; Г. В. Чиркина и Л. Г. Соловьева, 1996).

Публикация «Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Наряду со специфичным развитием психики детей с ОНР происходит своеобразное развитие и эмоционально-волевой сферы у них. Проявлениями нарушения эмоционального развития являются : раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Ребенку с речевой патологией присущи замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживание контакта с ними (Г. В. Грибанова, 1980; В. В. Ковалев, 1979; К. С. Лебединская, 1982; А. Е. Личко, 1980 и др.).

Согласно концепции Л. С. Выготского об аномальном развитии проблемы могут быть вызваны макросоциальными и средовыми причинами, не связанными с ведущей патологией. Ж. И. Шиф (1965) отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом» и его особенностями являются: пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов. Такие нарушения чаще возникают при неправильном семейном воспитании и в случаях неадекватного обучения.

Изучение личностных особенностей отражено в научной литературе недостаточно, что подчеркивает важность и своевременность коррекционной работы педагога-психолога с данной группой дошкольников, так как нарушения речевого развития влекут за собой и нарушения общения. С полным основанием можно говорить о проблеме всех трех сторон данного процесса, выделяемых психологами : коммуникативной (P.E. Левина, 1968); интерактивной (А. И. Захаров. 1988); перцептивной (В П. Добридень, 1999).

Для изучения личности дошкольника адекватно использовать качественный системный анализ. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями отечественной психологии, согласно которым психические процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (Л. С. Выготский, 1935; А. Н. Леонтьев, 1974). Поэтому психологические исследования должны быть направлены не на измерение отдельных психических процессов, а на исследование личности ребенка, который совершает реальную деятельность, а также на анализ механизмов нарушения деятельности и возможности ее восстановления.

Итак, результаты экспериментального изучения детей с ОНР свидетельствуют, что для них характерно состояние психологического дискомфорта, который серьезно ограничивает возможности общения, а также напряженность, тревожность, агрессивность и другие отрицательные проявления личности.

Анализ истоков нарушений социально-личностного развития у таких детей показывает, что их причиной является в первую очередь неправильное отношение к ребенку в семье, непонимание его проблем, а также наличие речевой патологии, препятствующей к установлению продуктивных контактов с окружающими.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что система психолого-педагогической помощи детям с ОНР должна строиться на следующих теоретико- методологических принципах: единства диагностики и коррекции развития, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, комплексного психолого-педагогического воздействия, личностно- ориентированного и деятельностного подхода к организации коррекционной работы, но самое главное, активного привлечения ближайшего окружения (семьи) к данной работе. Также дошкольники с ОНР нуждаются в психологической помощи, профилактике и коррекции нарушений личностного развития, работа психолога с детьми с нарушениями речевого развития должна основываться на комплексном диагностическом обследовании и осуществляться в следующих основных направлениях: психокоррекционная помощь ребенку; консультирование родителей и консультирование персонала ДОУ.

Публикации по теме:

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск» Составила: старший воспитатель Асташкова.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (II часть) На основе данного комплекса каждый педагог может подобрать и спланировать ряд тематических занятий, мероприятий для всей группы детей, либо.

Организационные и психолого-педагогические условия реализации музыкальной самостоятельной творческой деятельности детей Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста Разработка проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста привела нас к необходимости выявления и обоснования педагогических.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 11 марта 2017 в 11:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД