Лучший педагог года

Психолого-педагогический доклад «Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»

Ермакова Елена
Психолого-педагогический доклад «Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»

«Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»

Содержание

Введение

1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

2. Программа формирования универсальных учебных действий у слепых обучающихся

3. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Публикация «Психолого-педагогический доклад „Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения“» размещена в разделах

4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

6. Программа коррекционной работы

7. Программа внеурочной деятельности

Заключение

Введение

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

В современных условиях значительно возрастает ответственность тех, кто создает специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

АООП НОО для слепых обучающихся самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартами с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся.

АООП НОО для слепых обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Структура АООП НОО для слепых обучающихся в соответствии со Стандартом должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слепых обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слепых обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

В основу разработки АООП НОО для слепых обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП НОО для слепых обучающихся предполагает учет их особых образовательных потребностей, в том числе индивидуальных, типологических особенностей развития, которые проявляются в наличии разных возможностей в освоении содержания образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности слепого обучающегося.

В основу формирования АООП НОО для слепых обучающихся положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слепых обучающихся на всех ступенях;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения слепыми обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке, активной деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества.

2. Программа формирования универсальных учебных действий у слепых обучающихся

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для слепых обучающихся и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно­деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, развитию системы УУД, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей слепым обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём освоения слепыми обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, способов сенсорно-перцептивной деятельности, компенсаторных умений и навыков в рамках курсов коррекционно-развивающей области, сознательного, активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков определяется освоением ими универсальных учебных действий.

Формирование УУД, обобщенных способов действий выступает основой реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся, обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач, возможность саморазвития слепых.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы

усвоения учебного содержания, развития их самостоятельности и определенной независимости от зрячих.

Программа УУД направлена на формирование у слепых обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития слепых обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

В рамках учебных предметов формируются различные универсальные учебные действия.

3. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Программы по учебным предметам разрабатываются в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО на основе Стандарта, носят примерный характер и служат ориентиром при разработке педагогическими работниками учебных программ.

В АООП НОО для слепых обучающихся приводится основное содержание по всем обязательным предметам (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, в содержании курсов коррекционно-развивающей области. Остальные разделы программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

Программа духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, их социализацию, организацию нравственного уклада школьной жизни в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, обладающего значимыми для него качествами личности: активности, самостоятельности, коммуникабельности, развитие мотивационно - потребности сферы.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся:

гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование и развитие личности;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности обучающегося выполнять собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе зрячих;

формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

воспитание положительного и бережного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и взаимодействия с миром живой и неживой природы;

формирование способности к преодолению трудностей, развитие мобильности;

формирование эстетического сознания, нравственных и эстетических ценностей и культуры поведения;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание им;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;

формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

воспитание бережного отношения к своему здоровью, сохранным анализаторам, в том числе к остаточному зрению и здоровому образу жизни.

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся осуществляется по различным направлениям, включающим духовные, нравственные и культурные традиции нашей страны.

В качестве планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся выступают: расширение, обогащение духовно-нравственных представлений, нивелирование негативных качеств характера и личностных проявлений слепых обучающихся.

Особыми достижениями в духовно-нравственном развитии, воспитании слепых обучающихся выступает развитие у них способности использовать сформированные представления (нравственные и социальные, способы деятельности, положительные личностные качества в реальной жизни.

5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, являясь составной частью воспитательного процесса слепых обучающихся, опирается на общие и специальные принципы.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности слепых обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия; на освоение слепыми обучающимися правил собственной безопасности жизнедеятельности в предметно-пространственной среде школы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья слепых обучающихся.

Цель программы: формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни путем расширения и обогащения опыта экологически сообразного и безопасного поведения в социальной и природной среде.

Задачами программы выступают:

формирование элементарных экологических знаний, представлений;

формирование представлений о факторах риска для здоровья человека;

формирование представлений о факторах риска для остаточного зрения (бесконтрольные физические нагрузки, нерегламентированная зрительная работа, несоблюдение светового режима и др.);

развитие потребности в использовании средств оптической коррекции (для слепых обучающихся с остаточным зрением, тифлотехнических средств и приемов, облегчающих пространственную ориентировку и овладение обучающимися предметно-практической деятельностью;

развитие позитивного отношения к выполнению правил личной гигиены, в том числе гигиены глаз, выполнение режимных моментов, соблюдение принципов правильного питания);

формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, и способах его поддерживания;

формирование представлений о возможных чрезвычайных обстоятельствах и основных правилах поведения в экстремальных ситуациях;

формирование способов безопасного поведения в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной и др.);

воспитание бережного отношения к живой и неживой природе;

воспитание потребности обращаться по любым вопросам, связанным с состоянием здоровья, к медицинским работникам, находящимся в образовательной организации.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слепых обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми практическая работа обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей.

6. Программа коррекционной работы

Целью программы коррекционной работы выступает оказание помощи слепым обучающимся в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачами программы выступают:

создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слепого обучающегося;

создание условий для формирования у слепых умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;

профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;

оптимизация процесса освоения слепыми обучающимися АООП НОО;

оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям, консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слепых обучающихся.

7. Программа внеурочной деятельности

Целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения слепыми обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачами организации внеурочной деятельности является:

обеспечение адаптации слепых обучающихся к школьному обучению;

оптимизация учебной нагрузки слепых обучающихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей слепых обучающихся;

улучшение условий для развития слепых; содействие развитию индивидуальности обучающихся; нравственного, эмоционального волевого компонентов мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности;

формирование у слепых обучающихся потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей, убеждённостью в успешном овладении тем или иным видом деятельности, чувством собственной значимости;

развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений.

Совершенствование содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слепых обучающихся будет осуществляться более эффективно при соблюдении общих и специальных принципов.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции слепых обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, с представителями различных организаций.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Заключение

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ООП НОО) является нормативным документом образовательной организации, разработанным в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. ООП НОО регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности образовательного учреждения по реализации ФГОС НОО.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с задержкой психического развития, с учетом индивидуальных и психофизических особенностей развития, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Адаптированная основная общеобразовательная программа содержит целевой, содержательный, организационный разделы, наполнение которых обеспечивается спецификой работы образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Краткосрочный психолого-педагогический проект «Радуга эмоций» Тема проекта: Знакомство детей младшего возраста с миром эмоций «Радуга эмоций». Срок реализации проекта: 24 апреля – 12 мая 2017г Актуальность.

Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста» Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста». Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада представить.

Психолого-педагогический аспект креативности Исследуя проблему творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью [7]. Область.

Психолого-педагогический краткосрочный проект «Необычные приключения» Проблема: по итогам срезовой диагностики области «физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет на.

Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ.

Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов» Вид проекта: ролево - игровой Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников,.

Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке»Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием технологии «Игры с.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Совместный психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Ирбит «Детский сад № 21» Совместный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогический доклад «Тифлопедагогика как наука о нарушении зрения»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 20:33
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД