Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ

марина герасименко
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ

Работа педагога-психолога ДОУ с родителями детей с ОВЗ это самый сложный блок, потому что не все родители готовы признать тот факт, что ребенку необходима специальная помощь ….

Ведь есть определенные стереотипы восприятия дошкольников родителями :

- наличие стереотипного восприятия маленького ребенка;

- ведущая деятельность дошкольника – игровая не всегда диагностична для выявления отклонений в развитии;

- вот пойдет в школу и все наладится, там заставят учиться и хорошо себя вести;

- ребенок плохо говорит, потому что лениться говорить;

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ» размещена в разделах

- ребёнок не проявляет интереса к занятиям, ничего страшного, спеет ещё, вся жизнь впереди;

- он ещё маленький, а вы его заставляете;

- мнение родителей, что направление на ТПМПК - это нарушение прав ребёнка.

Поэтому часто бывает так, что долго не выявляют в детей с ОВЗ и, только попадая в школу, такие дети становятся видны.

Система раннего выявления детей с ОВЗ для родителей дает возможность нормализации темпа и хода психического развития ребенка. Семья из «обычной, среднестатистической» переходит в «особую», с особыми образовательными потребностями детей. Эти особые потребности родители должны научиться удовлетворять, должны научиться особым подходам к развитию и воспитанию своего ребенка.

Признание у ребенка нарушения в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р. Ф. Майрамян, О. К. Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителя : Растерянность, иногда страх. Обычно кратковременно, длительностью от нескольких минут до часов, если затягивается, ведет к значительному снижению самооценки у родителей. Ведущее переживание - чувство вины и собственной неполноценности. Фаза начинается, когда родителям сообщают о проблемах ребенка. Консультирование на этом этапе не эффективно, так как родители не в состоянии воспринимать информацию и идти на контакт. На этой фазе важно оказывать поддержку, показать готовность оказать помощь.

Фаза негативизма, отрицания проблем. Задача взаимодействия - сохранение стабильности и чувства надежды у родителей. Поведение родителей вариативно. Крайняя форма - отказ от обследования и лечения, хождение по кругу врачей. Формальное поведение сопровождается оптимизмом и ведет к формированию семейных мифов (о заболевании, о проблемах).

Депрессивное состояние. Синдром хронической печали, как результат постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, и хронической фрустрации из-за относительного отсутствия положительной динамики в состоянии ребенка. Семья остается на уровне семьи с младенцем.

Начало социальной адаптации. Знаменуется повторным обращением за помощью, поиском конкретных путей помощи ребёнку, готовностью самим активно помогать ребёнку. Часть семей проходит этот путь самостоятельно, часть при помощи медиков и психологов, часть не доходит, застревая на 1-2-3 этапах.

Длительность фаз варьируется от нескольких минут до нескольких лет. Отмечается сходство с реакцией острого горя. Длительность фаз зависит от множества факторов: возраст родителей, тяжесть отклонения, наличие внешних физических дефектов, от прогноза дальнейшего развития, от квалифицированности и адекватности работы с семьей.

Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей проблемой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.

Целью психолого-педагогического сопровождения является : получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Направление психолого – педагогического сопровождения включает компмплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого - педагогического сопровождения являются :

- Изучение личности ребенка и его родителей, их взаимоотношений.

- Информирование родителей о системе ППк и ТПМПК, задачах и возможностях психолого - педагогической и медико– социальной помощи. - - Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо - коррекционный процесс.

- Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.

- Способствовать преодолению психологических барьеров.

При взаимодействии с родителями особого ребенка педагог-психолог должен стремиться к следующим результатам:

1. Создание психологически безопасных условий для адекватного восприятия родителями ситуации связанной с отклонениями в развитии ребенка (понимание, принятие, оказание поддержки).

2. Формирование готовности к длительной работе по развитию и воспитанию ребенка. (Настрой родителя на необходимость систематической помощи ребёнку, гарантирование сотрудничества и помощи).

3. Освобождение родителей от чувства вины и стыда, преодоление стрессового состояния семьи, депрессии, создание и поддержание по возможности нормального климата в семье.

Основные этапы процесса психологического сопровождения :

1. Этап. Диагностика ребенка и его семьи

Первым этапом наше работы в ДОУ всегда является наблюдение за поведением ребенка в группе и анкетирование родителей. Мы используем карту наблюдения, модифицированную за несколько лет работы с детьми с ОВЗ. Педагог-психолог с одной стороны, и родитель с другой, заполняют карту наблюдения за поведением ребенка дошкольного возраста. Она позволяет: определить основные показатели отклонений в двигательном развитии, в речевом развитии, в эмоциональном развитии, в игровой и познавательной деятельности ребенка в условиях детского сада и дома.

Двигательное развитие

Дополнительные комментарии

Моторно неловок: роняет, задевает предметы, неуспешен при двигательных играх, трудности формирования бытовых моторных навыков;

• Вялость, замедленность движений,

«шаркающая» походка;

• Нескоординированные движения, неуверенная походка;

• Импульсивность движений, расторможенность

суетливость,

• Трудности регуляции силы и направления движений

• Наличие своеобразных, стереотипно повторяющихся

движений руками или всем телом, частое хождение

на цыпочках

Наличие навязчивых движений: покашливаний, подёргиваний, и т. п

Речевое развитие

• Трудности понимания обращённой речи

• Отсутствие активной речи или её низкое развитие

• Речевая расторможенность

• Бедный словарный запас

• Наличие запинок в речи, заикания

• Наличие эхолалий, стереотипных повторений одних и тех же речевых фрагментов

• Невнятность речи, нарушение звукопроизношения.

Эмоциональное развитие

Трудности визуального контакта: не смотрит в глаза,

либо глазной контакт кратковременный, смотрит «сквозь»

• Неадекватность эмоциональных реакций по силе и знаку

• Эмоциональная неустойчивость

• Повышенная тревожность

• Повышенная возбудимость, агрессивность

• Эмоциональная бедность

• Вялость, апатичность

• Не откликается на собственное имя

Особенности игровой и познавательной деятельности

• Быстрое пресыщение деятельностью

• Слишком быстрое некомпенсируемое утомление

• Крайне медленный темп деятельности

• Неравномерность, колебания темпа деятельности

• Наличие стереотипных игр с предметами,

стереотипно повторяющихся сюжетов

• Несоответствие игровой деятельности возрасту

Далее проводим анкетирование с родителями детей, у которых проявляется нетипичное поведение. Мы используем Опросник на выявление уровня сформированности компонентов психолого-педагогической компетентности родителей детей с особыми образовательными потребностями.

1 блок. Эмоционально-ценностный (вопросы 1 - 11)

1. Всегда ли вы можете успокоить своего ребенка:

А) Я знаю подход к своему ребенку, всегда умею его успокоить без повышенного тона и преодолеть вместе с ним возникающие трудности;

Б) Нет, я не всегда могу успокоить своего ребенка (иногда приходиться повышать тон без применения наказания;

В) Мне приходится каждый раз применять наказание, чтобы успокоить своего ребенка.

2. Ваш ребенок рассказывает вам что – то или задает вопрос, но вы не можете понять некоторые слова. Вы:

А) Постараюсь отвлечь ребенка, занять его чем-то другим;

Б) Не стараюсь понять, разобрать то, что он говорит;

В) Любыми способами постараюсь понять, о чем говорит мой ребенок.

и другие….

2 блок. Когнитивный (вопросы 11 - 19)

11. Ваш реб нок любит пошалить часто нарушает нормы поведения, хлопот с ним бывает достаточно …

A. Вы расспрашиваете его, что произошло, объясняете, как нужно себя вести.

Б. Оказываете помощь реб нку, но при этом Постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться

B. Вы не обращаете на это внимания, делаете вид, что ничего не произошло, да те возможность реб нку самому справляться со случившимся

12. У вашего реб нка есть друзья, но они непослушные, по вашему мнению, они плохо воспитаны.

A. Вы беседуете с родителями друзей в ДОУ и просите их обратить внимание на поведение своих детей

Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них

B. Вы объясняете своему реб нку, что эти друзья ему не пара

и другие…

3 блок. Коммуникативно–деятельностный (вопросы 20 - 26)

20. Читаете ли вы книги, рассказываете ли вы истории своему ребенку?

А) Да, читаем, но очень мало, т. к. ребенок еще неусидчив и слушает мало;

Б) Читаем и рассказываем очень много;

В) Вообще не читаем и мало общаемся.

21. Ваш ребенок зовет вас поиграть вместе с ним. Вы:

А) С удовольствием играете вместе с ребенком, показываете, как можно играть с игрушками;

Б) Считаю, что ребенок должен уметь себя сам занять;

В) Уделю несколько минут на игру с ребенком.

и другие….

2. Этап. Просвещение и консультирование родителей, взаимодействующих с ребенком.

3. Этап. Психологические занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально - волевой сферы ребенка.

4. Этап. Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

Итоговым достижением работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ является :

родители понимают и принимают особенности ребёнка

• они могут наладить контакт со своим ребенком;

• проявляют заинтересованность и самостоятельность в его воспитании;

• умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений;

• владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.

• выполняют рекомендации специалистов

На базе нашего ДОУ функционирует психологический клуб для родителей детей с ОВЗ «Мир особого ребенка» уже более трех лет.

Программа рассчитана на родителей, детей имеющих статус ОВЗ, которые посещают МБДОУ д/с №89. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек и др., учитывая, что они, так же могут оказывать влияние на личность ребенка.

Срок реализации программы – 2 учебных года (затем она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в 3 месяца (3-4 встречи)

Продолжительность и время проведения одного занятия 1- 1, 5 часа: 17.00-18.30

Состав группы: 6-8 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия.

В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

Программой предусмотрена диагностика родителей :

• первичная диагностика с целью выявления особенностей конкретной семьи;

• итоговая диагностика позволяет определить степень эффективности проведенной работы.

Содержание программы предполагает активное использование следующих видов деятельности:

• индивидуальные консультации родителей;

• тематические опросники, анкетирование, тестирование;

• памятки, информационные письма;

• групповая дискуссия;

• наглядная информация;

• тренинг;

• арт-терапия;

• релаксация.

Ожидаемые результаты реализации программы:

• Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

• Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

• Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.

• Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.

Привлеченные специалисты:

• Социальный педагог;

• Старший воспитатель;

• Медицинский работник.

Тематический план занятий

Сроки Тема Вид деятельности Цель Ответствен

ные

сентябрь «Давайте познакомимся.

Навыки эффективного общения»

Тренинг -установление партнерских отношений, повышение родительской ответственности;

-ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье.

дефектолог;

психолог.

ноябрь

«Особый ребенок- жизнь без барьеров»

Круглый стол обмен опытом по социализации детей с ОВЗ -дефектолог;

-психолог;

медицинский работник;

-социальный педагог.

февраль «Доступность окружающей среды для людей с инвалидностью» Дискуссия об особенностях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ обмен мнениями по проблеме инклюзивного образования

-дефектолог;

-психолог;

-социальный педагог.

май

«Родители и дети»

Тренинг -поиск путей бесконфликтных взаимоотношений родителей и детей;

- осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями.

-дефектолог;

-психолог.

сентябрь

«Родительская поддержка»

Тренинг -оказание эмоциональной поддержки родителям.

-снятие чувства напряжения и тревоги.

-дефектолог;

-психолог.

ноябрь

«АРТ-терапия в помощь родителям»

Семинар – практикум с элементами Арт-терапии ознакомление родителей с арт-терапевтическими методиками и практическим применением в работе с детьми с ОВЗ.

-дефектолог;

- психолог.

февраль

«Вербальное и невербальное общение»

Тренинг ознакомление родителей с приемами невербального общения. дефектолог;

- психолог.

май

«Мы вместе — это счастье».

Тренинг -обретение уверенности в своих силах;

-закрепление гармоничного образа семьи. -дефектолог;

- психолог.

Вот некоторые упражнения, которые мы используем в работе с родителями детей с ОВЗ

Упражнение «Настроение»

Инструкция: Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свое состояние, рисовать в полном соответствии с вашим настроением, как бы перенося его на бумагу (5 минут).

• Переверните лист, на обратной стороне правой рукой напишите 5-7 слов, отражающих ваше состояние (долго не думайте, пусть слова выходят спонтанно).

• Еще раз посмотрите на рисунок, перечитайте слова, как бы заново переживая свое состояние, и с удовольствием разорвите листок и выбросьте в урну, если это- негативное, удручающее состояние.

Упражнение «Лед»

Инструкция: «Представьте себе, что ваша отрицательная эмоция - это кусок льда, который помещается у вас в груди. Ощутите этот лед: он холодный, с острыми гранями, неприятный. Внутри вас постепенно появляется теплый луч. Ощутите, какой он приятный, согревающий. Он топит лед, лед постепенно превращается в капли воды, освежающие вас».

Упражнение «Портрет моего ребенка».

Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка, обратить внимание на выражение его лица (упражнение выполняется под спокойную музыку). Затем родители создают портрет своего ребенка в произвольной форме.

Обсуждение: какие особенности своего ребенка вы изобразили, что еще можно добавить?

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ
Опубликовано: 30 апреля 2021 в 14:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД