Лучший педагог года

Публичная лекция «Формирование толерантных отношений в детском саду»

Юлия Дзюба
Публичная лекция «Формирование толерантных отношений в детском саду»

Публичная лекция

Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России» в 2018 году

Публичная лекция

«Формирование

толерантных отношений

в детском саду»

Выполнил:

Дзюба Ю. И.,

старший воспитатель

г. Моршанск

Публикация «Публичная лекция „Формирование толерантных отношений в детском саду“» размещена в разделах

В последние годы роль дошкольных образовательных организаций незаменима в качестве социокультурного посредника между ребенком и обществом, различными этническими группами, сменяющими друг друга поколениями, а также для обеспечения непрерывности существования культуры в едином временном пространстве. Постепенно усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия детского сада, которые во всем своем видовом многообразии призваны содействовать решению воспитательных и духовно-нравственных проблем.

Поскольку на современном этапе система образования стремится базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство дошкольных образовательных организаций полинациональны по составу воспитанников, в детском саду целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой связи важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и культурному достоянию: (они представлены на слайде).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить еще ряд особенностей нравственного становления детей, определяющих специфику процесса формирования толерантной личности в дошкольном детстве.

Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и национальных ценностях, внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Усваивать эти стороны нравственных знаний дети могут различными путями как одновременно, так и по отдельности. Другая особенность духовно-нравственного развития состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение.

В условиях модернизации дошкольного образования необходимо отрефлексировать те свойства, «новообразования ребенка», которые должны быть в наличии и по которым мы можем судить об эффективности процесса формирования культурно-толерантной личности дошкольников. С учетом целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и особенностей нравственного развития дошкольников особое внимание следует уделять следующим критериям:

- понимание важности проявления своего расположения к другому человеку, симпатии, сочувствия, дружелюбия, приветливости, сочувствия, выражения радости от успеха сверстника, стремления порадовать его;

- осознание важности проявления уважения к мнению, идеям и ценностям, значимым для другого;

- представление о том, что каждый человек равен в правах на игру, выражение своего мнения и пр. ;

- убежденность, что надо уважать мнение, культуру, традиции окружающих;

- готовность сравнивать свои поступки с нравственными нормами межличностного и толерантного взаимодействия, а также оценивать других доброжелательно;

- готовность к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, убеждению или языку, проявление интереса к мнению других, признание за другими людьми права на собственное мнение, лояльное отношение к ним;

- проявление уважительного отношения к представителям других национальностей, терпимое отношение к их языку, культуре и пр. ;

- проявление гуманных чувств в повседневной жизни по отношению друг к другу и т. д.

Формирование толерантной личности в период дошкольного детства – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми базовых культурных, нравственных и национальных ценностей. Эффективность воспитательной работы возрастает, если с учетом современных достижений педагогической теории и практики реализуются нетрадиционные методы и приемы приобщения дошкольников к культурному, нравственному и этнокультурному наследию. При этом важно комплексно использовать разнообразные формы и методы работы для формирования представлений о нормах морали и отношения к ним, воспитания гуманных чувств и обогащения нравственного опыта (игровые упражнения, личный пример, приучение, убеждение, викторины, поощрение и т. д.).

Когда же необходимо начинать формирование толерантного отношения к окружающему миру? Конечно же, в дошкольном возрасте. Детям до 6 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребёнок беззащитен и доверчив, присваивает информацию без оценки. Именно в этот период времени у малыша закладывается доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Поэтому важную роль в воспитании ценностных качеств играют взрослые, которые способствуют, с одной стороны, созданию благоприятных условий для естественного созревания толерантной личности, с другой стороны, культурному совершенствованию, овладению культурными способами поведения и мышления.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. С приходом ребёнка в детский сад его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учёта точки зрения партнёра, что приводит к большому количеству конфликтов и переживаний.

Для преодоления этих трудностей необходимо соответствующее методическое сопровождение, адресованное как педагогам, так и родителям. Полноценное развитие межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – детского сада и семьи.

В основу работы педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста должны быть положены новые подходы к развитию и воспитанию детей, личностно - ориентированная модель общения с ними. Важен диалог, тогда у ребенка формируется толерантность - доверие к взрослому, партнерские отношения с ним.

Нужно изменить обстановку в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условия к домашним, создание эмоционального благополучного микроклимата в группе.

Важно помнить, что формирование у детей положительного толерантного отношения ко всем людям должно основываться на усвоение моральных норм и правил поведения. Эта работа должна основываться на материале сказок, рассказов, произведений художественной литературы.

Мы живем в многонациональной в стране, поэтому в детях важно воспитывать толерантное отношение к другим народам, их культуре и традициям. Необходимо знакомить дошкольников с традициями, фольклором, предметами народного - прикладного искусства, мифами и легендами других народов. Таким образом, расширять возможности приобщения детей к общечеловеческим ценностям, делать их более доступными, более осязаемыми и эмоционально окрашенными.

Прекрасной школой развития толерантности служит общение с домашними животными, которых дети воспринимают как равных себе, общаясь на понятном только им языке чувств и эмоций. Становясь близкими друзьями, дети и животные способны вместе радоваться и грустить, играть и развиваться. Объяснения взрослых о том, как надо обращаться с "братьями нашими меньшими", способствуют развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться.

Главное всегда помнить, что воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя.

У дошкольников большое значение имеет развитие умения понимать чувства и состояние других людей, способность сопереживать и сочувствовать, умение общаться со сверстниками. Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей.

Завершить свое выступление мне хотелось бы словами нашего президента В. В. Путина, который подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дорога без опасности». Формирование ОБЖ в детском саду РАБОТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ №4 «БУРАТИНО» а. ВОЧЕПШИЙ МО «ТЕУЧЕЖСКИЙ РАЙОН» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО.

Формирование дружеских отношений детей во время игр Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано - уже на втором, третьем году жизни. Характер детских взаимоотношений.

Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста в детском саду и дома Лаврухина Е. Б. ВоспитательДошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных.

Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни.

Формирование здорового образа жизни в семье и в детском саду у детей дошкольного возраста В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,.

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательных процессов Составила Чуксина Эльвира Геннадьевна План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательных процессов. № п/п.

Формирование представлений об овощных культурах. Проект «Создание «Экспериментария» в детском саду»Формирование представлений об овощных культурах. Проект «Создание «Экспериментария» в детском саду» Краткое описание проекта Тип проекта: информационный, исследовательский, фронтальный, среднесрочный (рассчитан на 8 месяцев). Участники.

Публичная лекция «Что раньше: воспитание или образование?» Добрый день, уважаемые коллеги! (слайд 1) Меня зовут Валентина Александровна Денисова. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Публичная лекция для родителей «Как организовать и провести детский праздник» Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями семейного события. Ребенку для полноценного.

Публичная лекция к конкурсу «Воспитатель года» Публичная лекция Дети должны жить в мире, красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) Природа и есть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Публичная лекция «Формирование толерантных отношений в детском саду»
Опубликовано: 12 июля 2018 в 10:28
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД