Открытое занятие «Путешествие в лес, или Как дикие животные готовятся к зиме»

Светлана Лексакова
Открытое занятие «Путешествие в лес, или Как дикие животные готовятся к зиме»

«Путешествие в осенний лес или как дикие животные готовятся к зиме»

Цели и задачи:

• Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях;

• Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;

• Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;

• Дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;

• Воспитывать бережное отношение к животным;

• Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

Словарная работа: дикие животные, линька, лесничий.

Оборудование: магнитофон, кассета с музыкой; картинки с изображением зимних признаков; снежинки; иллюстрации с изображением диких животных: зайца, лисы, волка, медведя, белки, лося, загадки в корзинке на осенних листочках, желудях, шишках.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Да, зима. Какие признаки характерны для зимы?

Дети: Мороз, холодно, снег, холодный ветер.

Воспитатель: Наверное, всем необходимо подготовиться к таким изменениям в природе: и зверям, и людям, и птицам и насекомым. Когда же это можно сделать?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Да, верно.

Воспитатель: Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?

Дети: В природе сразу же все замерзло бы, погибло, никто не успел приготовиться к холоду и голоду.

Воспитатель: Осенью и звери, и люди, и птицы, и насекомые готовятся к суровой зиме. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.

Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?

Дети: Дикие животные живут в лесу и они сами себе добывают еду.

Воспитатель: Вот один пальчик – мальчик уже сходил в лес на прогулку и увидел много животных, сейчас он нам расскажет.

Пальчиковая гимнастика

Мальчик- пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках,

Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил

(загибаем пальчики при перечислении)

Воспитатель: Кого же видел в лесу мальчик – пальчик?

Дети: Диких животных: медведя, зайца, волка, лису, ежика, лося, белку.

Воспитатель: А хотите познакомиться с ними и узнать как они готовятся к зиме? Тогда мы отправляемся в путь.

В лес загадочный, красивый

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам, ребята не найти,

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В лес мы дружно все пойдем.

(дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А как нужно вести себя в лесу?

(на полу осенние листочки, маленькие снежинки)

Дети: В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это корзинка.

Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки по - удобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята?

Дети: Белка

Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?

Дети: Белка живет на дереве, в дупле.

Воспитатель: Чем же занята белка осенью?

Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на белую.

Воспитатель: А вот еще одна загадка?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Кто это?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

Дети: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме, которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Дети: Ежик.

Воспитатель: А где он прячется?

Дети: В норе.

Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

А еще зимой спит и барсук. Барсук - очень аккуратный зверек, он ведет ночной образ жизни, а зимой крепко спит в своей норе.

Воспитатель: Но совсем по – другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Кто это?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А как же он готовится к зиме?

Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Дети: Это хищные звери: лисы и волки.

У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово.

Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети: Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех.

Воспитатель: В корзинке есть еще загадка.

Травы копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Кто это?

Дети: Лось.

Воспитатель: Чем питается лось?

Дети: Растениями. В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Еды ему надо много, поэтому лесничие подкармливают этих животных.

Воспитатель: А кто такой «Лесничий»?

Дети: Это человек, который следит за сохранностью леса.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)

Вот болотце на пути,

Как его нам перейти?

Прыг да скок, прыг да скок,

Веселей скачи, дружок.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

(Свободный танец)

Мишка с куклой громко топают,

Громко топают, посмотри,

И в ладошки звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз-два-три.

К небу потянулись,

К земле нагнулись,

Покружились-покружились

И на пень вдруг повалились. Бух!

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Третий лишний»

На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель добавляет одно животное или птицу и говорит, кто здесь лишний. Дети называют «лишнее» животное или птицу и вспоминают, к какому виду оно относится.

(лиса, еж, волк, медведь, белка, корова, снегирь)

Воспитатель: Ну вот нам пора возвращаться. До свиданья, лесные жители!

Мы готовы для похода

Поднимаем выше ноги

Через кустики и кочки

Через ветки и пенечки

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зимой часто дует ветер. Вот и сегодня, он дует с утра, встретила я его по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Давайте поиграем. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам снежинку.

Воспитатель Дети

1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика, барсука, лося.

2. Кто из животных спит зимой? 2. Зимой спят медведь, барсук, ежик.

3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса

6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.

7. Кто следит за сохранностью леса и помогает животным перезимовать? 7. Лесничий (егерь)

8. О чем мы говорили на занятии? 8. Как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо работали…. (называю имена детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Дикие животные зимой» Цель: 1. Усвоить название животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни. 2. Развитие связной речи,.

Составление описательного рассказа по картине «Жизнь животных осенью» для детей подготовительной группы. Программное содержание: • Учить детей составлять последовательный рассказ по картине; • Закрепить названия животных и особенности их внешнего.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Открытое занятие «Путешествие в лес, или Как дикие животные готовятся к зиме»
Опубликовано: 13 августа 2013 в 20:56
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...