Папки-передвижки

Урок «Путешествие в мир росписи ткани»

Гоборова Елена
Урок «Путешествие в мир росписи ткани»

Тема урока : Путешествие в мир росписи ткани

Объект деятельности: салфетка на тему “Ранняя весна”, выполненная в технике узелковой росписи ткани.

Цель урока : расширить представления учащихся о художественной росписи ткани.

Задачи урока :

• познакомить учеников с технологией узелковой росписи ткани;

• дать понятие об основных видах узелковой росписи;

• ознакомить с инструментами и материалами для узелковой росписи ткани;

Публикация «Урок „Путешествие в мир росписи ткани“» размещена в разделах

• способствовать развитию эстетической культуры, художественного вкуса, расширению кругозора.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Обеспечение урока :

• мультимедиапроектор; видеоряд с изображениями изделий, выполненных в технике узелковой росписи ткани;

• образцы готовых изделий, выполненных в узелковой технике росписи ткани;

• образцы узоров сложения ткани;

• памятки с описанием последовательности действий при выполнении росписи ткани;

• заготовки ткани 40 на 40 см с обработанными краями в форме квадрата;

• нитки хлопчатобумажные;

• ножницы;

• клеёнка для столов, резиновые перчатки;

• утюг, гладильная доска;

• электроплитка;

• посуда для крашения ткани, пинцет;

• ёмкость для ополаскивания окрашенной ткани;

• уксус для закрепления краски (1-2 ст. ложки на 5 л воды);

• хлопчатобумажная ветошь для отжимания окрашенной и промытой ткани;

• раствор бриллиантовый зеленый;

• цветная синтетическая лента (15-20 см) для обозначения своей “куколки”.

Список рекомендуемой литературы:

1. Алексеева, Л. И. Батик / Л. И. Алексеева. – Витебск: Педагог, 1992.

2. Дворкина, И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И. А. Дворкина. – М. : Радуга, 2000.

3. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей / Р. А. Гильман. – М. : ВЛАДОС, 2003.

4. Синеглазова, М. О. Батик / М. О. Синеглазова. – М. : Изд. Дом МСП, 2002.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Назначение дежурных.

2. Мотивация

- Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие в мир росписи ткани.

Учащимся предлагается видеоряд с изображениями изделий, выполненных в узелковой технике росписи ткани.

Узелковая техника росписи ткани обладает неисчерпаемыми возможностями. Она широко используется для украшения интерьера и одежды, создания оригинальных подарков – платков, картин, уникальных рукотворных нарядов и аксессуаров. Я предлагаю вам выполнить яркие, необычные салфетки в технике художественной росписи ткани.

3. Изучение нового материала

Тема урока на доске.

- Ребята, обратите внимание, как много вокруг нас интересной одежды, красивых тканей! Но мы знаем, что для белорусов было характерно ношение белых одежд, а узор на ткани получали путём ткачества или вышивки. Интересно, откуда же пошла традиция окрашивать, расписывать ткань? (Ответы учащихся.)

Узелковое окрашивание – самый древний способ украшения ткани. Наиболее распространён он в странах Азии. Рисунок получается очень просто – ткань складывают, туго завязывают, а затем красят. Места, где ткань перевязана, остаются непокрашенными. Постепенные переходы от светлых оттенков цвета к интенсивным создают на ткани затейливый рисунок.

Для изготовления салфеток этим способом нам понадобятся хлопчатобумажные нитки (№ 10 – 40, ножницы, тонкая хлопчатобумажная ткань и красители. Ткань необходимо взять белую или светлых тонов, так как наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и тёмного фона. Главный секрет узелкового батика – это завязанный узел. Кусок ткани необходимых размеров и формы следует сложить выбранным способом, а затем крепко завязать.

Давайте познакомимся с основными приёмами образования узора на ткани :

• узелковый – с помощью завязанных узелков;

• складной – в результате многократных сложений ткани;

• прошивной – вследствие прошивания ткани и стягивания её на нитку.

Учитель демонстрирует приёмы складывания ткани, образцы узоров (см. приложение).

Ткань завязывается в узел или фиксируется с помощью крепких хлопчатобумажных ниток. Красота узора зависит от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а также от количества, размера и формы завязанных узлов.

Сначала научимся заматывать узлы:

• чем слабее мы обматываем и завязываем ткань, тем больше она окрашивается;

• чем сильнее и туже завязываем, тем больше белых пятен остаётся на ней.

У вас должно всё хорошо получиться. Подготовленную ткань для салфетки сложим, используя самый простой способ – узор “Мраморный” (скомкать ткань, крепко обмотать нитками в разных направлениях). (Учащиеся складывают и обматывают ткань нитками.)

• От чего зависит узор на ткани?

• Почему лучше использовать светлые ткани для росписи?

Педагог демонстрирует сложенную и завязанную ткань.

Завязанные комочки ткани называют “куколками”. Отметьте свою “куколку” цветной тесьмой, чтобы она отличалась от остальных. После развязывания узлов вас ждёт много сюрпризов.

Так как мы выбрали весеннюю тематику, нам необходимо окрасить салфетки в ярко-зеленый цвет.

Учитель объясняет технологию выполнения росписи ткани, используя памятку “Последовательность действий при окрашивании ткани” :

1. Подготовит “куколку”.

2. Опустить ткань в краситель (5 мин).

3. Промыть её в воде.

4. Просушить чистой сухой тканью.

5. Развязать или разрезать узлы на ткани (в перчатках).

6. Ополоснуть ткань в воде с уксусом для закрепления краски.

7. Отжать в чистой сухой ткани.

8. Отутюжить.

На столах учащихся находятся памятки с описанием последовательности действий при выполнении росписи ткани.

4. Практическая работа

Учитель озвучивает правила безопасной работы с утюгом и красителями, затем погружает “куколки” в заранее подготовленный краситель на 5-7 минут. Пока “куколки” окрашиваются, проводится беседа о красителях.

- Посуда для крашения должна быть вместительной, абсолютно чистой, без накипи, эмалированной или из нержавеющей стали. Анилиновые красители являются самыми доступными для росписи ткани. Используют также фабричные красители с пометкой “для домашнего крашения”. Когда-то же окрашивали ткани только в один цвет – синий (индиго, который получали из растения индигоноски. Чем ещё в домашних условиях можно красить ткань? Какие растения можно использовать для окрашивания ткани? (Ответы учащихся).

Для окрашивания ткани можно использовать :

• луковую шелуху – получим жёлтый, оранжевый цвета;

• полынь, щавель – лимонный цвет;

• листья ольхи – зелёный;

• свежие стебли и листья картофеля – коричневый;

• цветки василька – синий;

• корни тополя – чёрный.

Окрашенную ткань учитель с помощью пинцета вынимает и кладёт на поднос. Дежурные промывают “куколки” в тазу с тёплой водой до тех пор, пока она не станет светлой. Затем кладут их на поднос и раздают учащимся. Ученики на рабочих местах просушивают и аккуратно снимают узлы (столы лучше покрыть клеёнкой).

Самостоятельная работа. Ученики разматывают и просушивают ткань.

5. Целевой обход учителя

6. Рефлексия. Подведение итогов урока

Готовые салфетки учащиеся красиво выкладывают на стол, украшают ими кабинет. Учитель обращает внимание учеников на красоту узоров, их форму.

• Что такое бандан?

• Как получить на ткани узор с помощью краски?

• Понравилось ли вам окрашивать ткань и почему?

• Что показалось вам наиболее интересным?

7. Уборка рабочих мест

Приложение 1

Узелковый батик

Узелковый батик - это способ крашения ткани. Гладкоокрашенные ткани имеют одноцветную окраску. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками, получая при этом одно- или многоцветные эффекты на различных типах тканей.

Узелковое крашение считается одним из самых древних способов орнаментации тканей. Способ узелкового батика использовали мастера древней Индии, Китая, Японии и др. В Индии он назывался "бандана" (от слова "связывать", а в Японии "тибари" (связывать узелком).

Суть этого метода состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно определенной схеме складывают и перевязывают нитями (х/б, шелковыми, льняными).

Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Это свадебное платье является наглядным примером применения техники узелкового батика, с помощью которой была создана подоснова неповторимого рисунка для последующей прорисовки.

Приложение 2

Узелковый батик

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать, а в Японии «тибари» (связывать узелком).

Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения.

После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и не связанных узелками местах. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.

Чтобы получить более интересный и многоцветный рисунок, такое крашение можно повторить 2-3 раза красками других цветов. Для этого после первого окрашивания и промывки материала узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других закрашенных уже участках ткани и снова красят в ванной другого цвета, так получают уже большее количество тонов и еще более интересный рисунок. Это можно повторить и третий раз, навязав новых узелков до полученному после второго крашения цвету. Такое крашение делается от светлого цвета (первое крашение) до самого темного (третье крашение). Но необходимо знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную красивую окраску. Узелковое крашение делается на различных тканях - хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шёлке, ацетатных, триацетатных и капроне - разными классами красителей. Лучше всего для этого подходят прямые, активные, кислотные или дисперсные красители. Можно применять также и натуральные красители.

Во время завязывания узелков нитками их следует затягивать очень прочно и туго. Чем толще ткань, тем сильнее затягивается нитка, и тем тоньше она должна быть. Нитки берутся суровые или отбеленные, так как цветные нитки обычно при крашении линяют и дают нежелательную окраску. Однако цвет можно предварительно запланировать, используя во время вязания узелков нитки определенной окраски.

Способы складывания тканей и завязывания узелков

Чтобы получить самый простой орнаментальный узор, необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревки или шнуром (рис. 1). После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса.

Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать Шнуром или нитками (рис. 2). После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.

Рис. 1.

Рис. 2.

Орнаментальные полосы, но другого характера, можно получить при помощи двух дощечек. Ткань складывают «гармошкой», закладывают между двумя дощечками и, прочно зажав, перевязывают (рис. 3). Ширина полосы зависит от укладки ткани - чем дальше от краев дощечек будет выступать ткань, тем шире будут цветные полосы. Зажатую между дощечек ткань вместе с ними бросают в красильную ванну и красят. Дощечки должны быть из неокрашенного дерева, не покрытого ни морилкой, ни лаком. Более простым способом можно получить параллельные полосы, сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками (рис. 4а). Более сложный узор получится, если обмотать ткань в виде конуса (рис. 4б). После крашения ткань тщательно промывают, и если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.

Рис. 3.

Рис. 4.

Чтобы получить узор в клеточку, необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками (рис. 5). Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат. Рисунок квадрата можно получить и при помощи дощечек. Сложенную квадратом ткань зажимают между двумя дощечками и перевязывают. От того, насколько дощечки закрывают ткань, зависит размер белых квадратов на цветном фоне.

Чтобы получить более сложный рисунок в виде квадратиков, нужно по намеченным линиям прошить кусок ткани нитками, потом их стянуть. Хорошо стянутые нитки не дадут ткани покраситься в этих местах, образуя светлые полосы. Можно этот рисунок усложнить: после того как нитки стянуты, можно другими нитками, хаотично, туго обмотать этот кусок ткани (рис. 6). Получится очень красивый рисунок: квадраты с мраморными разводами.

Рис. 5.

Рис. 6.

Рис. 7.

Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани, а затем его покрасив.

Сделав наметки на ткани по диагонали, прошив, а затем, затянув нитки по этим наметкам (рис. 7, получим диагональные полосы.

Более красивые и сложные диагональные полосы получатся, если по намеченным линиям ткань сложить в виде плиссировки и обмотать нитками (рис. 8).

Рис. 8.

Рис. 9.

Рис. 10.

Если ткань сложить втрое, а затем заплиссировать по диагонали и связать нитками (рис. 9, то после покраски мы получим красивый узор в виде елочки. Сложенная вчетверо, а затем заплиссированная по диагонали и связанная нитками ткань (рис. 10, образует красивую звезду в виде креста.

Прямоугольную ткань складываем вдвое, потом еще раз вдвое, затем по намеченному рисунку прошиваем и стягиваем нитки. В результате этих операций получится четкий рисунок ромба.

Если ткань сложить по диагонали, а потом сделать плиссировку по намеченному рисунку и обмотать нитками, то получим диагональные полосы в сочетании с ромбами.

Если сложить ткань вдвое, а затем по намеченному рисунку в виде лучей, выходящих из одной точки, заплиссировать ее и связать нитками, то получим лучеобразный рисунок. Этот рисунок хорошо подходит для платья, так же, как и следующий рисунок V -образной формы: складываем ткань вдвое, а затем плиссируем по диагонали и крепко обматываем.

Красивый калейдоскопический узор получается, если мы у куска ткани противоположные уголки сложим в виде конвертика несколько раз, а потом свяжем и покрасим. Можно попробовать другие варианты: уголки не складывать, а откидывать назад и т. д.

Красивый узор в виде полоски с цветообразными розетками можно получить, если ткань сложить и заплиссировать, а потом верхние уголки на сгибах загнуть вниз, обмотать и затянуть нитками.

Похожий, но более сложный рисунок мы получим, если у заплиссированной ткани загнем уголки сначала в одну, потом в другую сторону, сложим пополам и затянем нитками).

Следующие два варианта дают нам зигзагообразный рисунок:

1) сложённую вчетверо ткань посередине отгибаем в разные стороны, уголки загибаем к середине, одну из половинок (верхнюю) откидываем назад, складываем пополам, завязываем и стягиваем нитками;

2) у сложённой вдвое ткани противоположные уголки дважды складываем к средней линии, одну часть отгибаем назад, складываем пополам и связываем нитками.

Красивый узор в виде цветочного венка можно получить таким образом: сложив вдвое ткань, получаем треугольник, у которого загибаем углы вниз, но не до края ткани. Загибаем углы еще раз по середине по центру. Вершину ткани загибаем вниз, потом верхние участки загибаем вперед к центру дважды, складываем ткань пополам и завязываем нитками.

Основным приемом в узелковом батике является завязывание ткани в обычные узлы. Это делается по долевой нитке) или по диагонали.

Наиболее распространенным узором является так называемая «лучистая розетка», которая в зависимости от способов ее перевязывания и крашения изменяет свой вид.

Самую простую розетку можно получить, взяв ткань за середину и обвязав в нужных местах. Более сложные розетки получаются, если прошить ткань и стянуть по намеченному рисунку в виде кругов, квадратов, или в виде других форм (зигзагообразных и т. д.).

Маленькие лучеобразные круги, или самые маленькие точки можно получить, поддевая ткань иголкой, обвязывая ее и затягивая петлю. Самые разнообразные узоры в виде точек и кружочков разной величины можно получить этим способом.

Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы - горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие - эти предметы не должны линять. Обматываем любой из этих предметов тканью и затягиваем нитками. Ткань можно красить в несколько цветов: после первого крашения снова обматываем нитками

Публикации по теме:

Формирование художественно-эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на тканиФормирование художественно-эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО.

Мастер-класс по росписи камнейМастер-класс по росписи камней Мастер–класс рассчитан на совместное творчество детей и родителей, педагогов и новичков. Камень был, наверно, первым предметом, который.

Мастер-класс по росписи колокольчикаМастер-класс по росписи колокольчика Мастер-класс по росписи колокольчика. Цареградская Анна Сергеевна. Каменск-Уральский - колокольная столица Урала. Каменск считается «колокольной.

Открытый урок «Объединение «Юный натуралист» по теме: «Путешествие по экологической тропе» Цель занятия : показать отрицательное воздействие человека на природу, формировать бережное отношение к природе. Задачи занятия: Образовательные:.

«Путешествие в царство сказок». Библиотечный урок для детей с ОВЗ с элементами музыко-, игро-и сказкотерапии Путешествие в царство сказок (Библиотечный урок для детей с ОВЗ с элементами музыко-, игро- и сказкотерапии) Цели: • пробуждать в детях.

Урок-путешествие по математике «Оценим свои достижения» во 2 классе «б» классе (Программа «Школа России», учебник математики М. И. Моро, М. А. Бантова) Тема урока: «Оценим свои достижения». Тип урока: урок.

Конспект занятия по ЗОЖ «Урок-путешествие в страну доктора Неболейкина» Цель: Пропаганда здорового образа жизни. Формирование у воспитанников понятия о здоровом образе жизни. Воспитание интереса к собственному.

Занятие в музее «Путешествие во времени. История Воронежа» Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений.

Выполнение элементов «Гжельской росписи».Выполнение элементов «Гжельской росписи». «Гжель» - это слово нарицательного значения, под ним понимается не только местность в 60 км от Москвы, где местные жители с давних пор занимались.

Занятие по росписи по ткани в средней группе «Расписные ткани» МБДОУ «Детский сад №18 ст. Архонская» Занятие по нетрадиционному рисованию «росписи по ткани» в средней группе «Художники по росписи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок «Путешествие в мир росписи ткани»
Опубликовано: 16 июня 2019 в 20:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД