Лучший педагог года

Рабочая программа речевого развития учащихся 4 класса, имеющих недостатки устной и письменной речи

Ксения Кузнецова
Рабочая программа речевого развития учащихся 4 класса, имеющих недостатки устной и письменной речи

Муниципальное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Яхромская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида___

141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.

Тел. /факс (49622) 5-24-48, эл. почта: Schoolint8@mail.ru

Рабочая программа

речевого развития учащихся 4 класса,

имеющих недостатки устной и письменной речи

Публикация «Рабочая программа речевого развития учащихся 4 класса, имеющих недостатки устной и письменной речи» размещена в разделах

на 2014-2015 учебный год

Составители:

Учителя логопедии

Хмелева Т. А.

Акимова К. В.

Яхрома 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Планирование составлено по программе :

Р. И Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»

Л. Н Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»

Литература для учащихся :

1. Учебное пособие А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Читай, думай, пиши».

2. Учебное пособие Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говори правильно»

3. Учебное пособие Т. А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками» на разные звуки.

Воспитание детей в школе-интернате предполагает решение простейших, но очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной из главных задач умственного воспитания является развитие речи детей.

Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым.

Исследования психологов и педагогов, таких как И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Н. Н. Денисевич показывают, что дети в интернатных учреждениях испытывают дефицит общения, что вызывает у них состояние психической депривации. При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется, не формируется речевая деятельность. /Е. Д. Дмитриева. 1989, Л. Г. Соловьева, 1996/. А отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления на контактах ребенка с окружающими людьми, словом, обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом.

Анализ состояния речевого развития детей младшего школьного возраста нашей школы-интерната выявил, что во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи и характеризуется нарушением речи как системы. Речь воспитанников отличается бедным словарным запасом, несформированностью грамматических форм, нарушенным звукопроизношением, примитивной формой общения. В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.

Самостоятельно, без воздействия извне, выйти на необходимый путь формирования речевой системы наши дети не смогли бы по причине различных неблагоприятных биологических и социальных факторов в их развитии. Для них было необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.

Коррекционная программа в условиях школы-интерната должна решать задачи адаптации ребенка к новым условиям воспитания; профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; ранней коррекцией отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Поэтому, главный акцент в программе был сделан на формирование общения и сотрудничества со взрослыми в новых социальных условиях. Коррекционное воздействие направлено на преодоление не только речевых нарушений, но и на развитие коммуникативно-познавательной деятельности. Оно предусматривает коррекцию и гармоничное развитие всех познавательных процессов.

1. Физиологическая основа (обслуживание познания) :

- сенсорика (зрение, слух, осязание);

- моторика (общая, мелкая, артикуляционная);

- психика (чувства, эмоции, воля);

- ментальность (сравнение, анализ, синтез).

2. Коммуникативная основа (способы познания) :

- общение с природой;

- общение с человеком;

неречевое общение (язык ритмов, мимики, движений);

речевое общение (устная речь).

3. Познавательная основа (средства познания) :

- интуиция, деятельность, мышление.

При построении данной программы я придерживалась методических рекомендаций, которые даны в методической литературе по обучению детей с проблемами речевого развития. (Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Пожиленко Е. А., Ванюхина Г., Н. В. Нищева). В предложенной программе значимое место отводится коррекционно-развивающей работе над связной речью и личностью ребенка. Работа над связной речью выступает самостоятельной частью всего образовательного процесса. Основу системы составили рекомендации Т. А. Ткаченко (1998, В. В. Коноваленко (1999, Г. А. Каше (1989, Лалаевой Р. И. (2004, Ефименковой Л. Н. (1991). Вся система работы построена с целью развить речь детей и приблизить ее к норме, а также активизировать и развить коммуникативные навыки. Разработанная система работы по развитию речи младших школьников апробирована на практике.

Содержание данной программы ориентировано на детей в возрасте 7-10 лет (младший школьный возраст).

Условия успешной реализации программы :

1. Обеспечение детям специального речевого окружения, соответствующего интересам их возраста, и постепенного расширения их социальных связей.

2. Предоставление детям условий, содействующих развитию их слуха и речевого аппарата.

3. Предоставление детям возможности часто слышать грамотную речь и говорить с ними.

4. Предоставление детям обстановки, содействующей развитию их восприятия и накоплению представлений:

а) сближение и знакомство детей с природой;

б) дидактически соответствующим образом оборудованное помещение;

в) надлежащий запас образовательного игрового материала (игрушки, строительный материал, предметные и сюжетные картины и пр.).

5. В интересах обогащения содержания речи детей планомерное руководство развитием их наблюдательности, забота о расширении круга их представлений, закрепление и осмысливание последних словами.

6. Использование метода наглядного моделирования в обучении.

Цель программы — развитие речи детей в ее коммуникативной функции.

Задачи программы :

• уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире;

развитие связной речи : формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;

• формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;

• совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка;

• формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка;

Развитие коммуникативно-познавательной деятельности.

Основные направления работы.

1. Коррекционная работа по развитию неречевых процессов :

1) Развитие общей и мелкой моторики.

2) Развитие дыхания.

3) Развитие слухового внимания.

4) Воспитание зрительного внимания и памяти.

5) Ориентировка во времени.

6) Ориентировка в пространстве.

7) Сенсорное воспитание.

2. Словарная работа :

1) Набор словаря с учетом тематического единства.

2) Набор словаря с учетом основных частей речи.

3) Работа по усложнению структуры слов:

- односложные слова;

- двусложные слова;

- трехсложные слова: машина, кубики, молоко;

- слова со стечением согласных.

4)Словоизменение и словообразование.

3. Формирование фразовой речи :

1) С учетом структуры фразы:

- прямое дополнение;

- определение;

- косвенное дополнение;

- обстоятельство

2) С учетом грамматического оформления:

- Слова-предметы

- Слова-действия

- Слова-признаки

- Предлоги

4. Формирование связной речи :

- диалог

- пересказ

- описательный рассказ по предложенной картинке, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин

- творческий рассказ

5. Формирование коммуникативной деятельности:

- обеспечение полноценных эмоциональных «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

- формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

6. Коррекция нарушений чтения и письма :

- развитие анализа структуры предложения

- развитие слогового анализа

- развитие фонематического слуха и восприятия (дифференциация фонем)

- закрепление правильного звукопроизношения

Публикации по теме:

Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта У детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта имеются:.

Характеристика устной и письменной речи учащегося школы Результаты обследования устной и письменной речи. ., учащегося 5. класса МБДОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» (2016-2017 уч. г.).

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи «Правильное произношение каждого звука.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по музыке для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся с.

Рабочая программа по технологии для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,.

Тест «Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников» Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольников. Подготовила: Ларичева Ю. В. Модуль 1. Теоретические основы технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа речевого развития учащихся 4 класса, имеющих недостатки устной и письменной речи
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 00:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД