Папки-передвижки

Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие»

Татьяна Ткаченко
Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все в моих руках» для детей школьного возраста с умственной отсталостью ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат «Теремок», Устава учреждения, а также с учетом требований СанПина.

Рабочая программа предназначена для коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с детьми школьного возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Срок реализации – 1 год.

Публикация «Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО „Познавательное развитие“» размещена в разделах

При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И. М., Ульянцевой М. В., Комаровой С. В.

Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность детей;

развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения;

формировать представлений о себе и ближайшем социальном окружении;

формировать пространственные, временные и элементарные математические представления;

развивать сенсорно-перцептивные способности в различных видах деятельности.

Приоритетные принципы и подходы к реализации программы

Принцип единства диагностики и развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

Деятельный принцип коррекции. Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.

Принцип индивидуально – дифференцированного подхода - изменение содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

Принцип усложнения. Усвоение программного материала выстроено поэтапно: от простого – к сложному.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный психологический фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Методы и приемы реализации программы

В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;

- действия по образцу, по словесной инструкции;

- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности.

Занятия для детей с УО строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. При этом учитывается, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Структура коррекционно-развивающего занятия

Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа:

Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые направлены на достижение цели и задач занятия.

Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени. Также предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце каждого занятия.

Характеристика познавательного развития детей

Для детей школьного возраста с умственной отсталостью характерны следующие особенности познавательного развития:

- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;

- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;

- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;

- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;

- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;

- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;

- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;

- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.

Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания и развития способны овладеть сенсорными представлениями, коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.

Категория и возраст обучающихся

Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников дома-интерната с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, в возрасте от 7 до 18 лет. Содержание программы распределено в соответствии с возрастом детей и по годам обучения:

1 год обучения - от 7 до 10 лет.

2 год обучения – от 10 до 13 лет.

3 год обучения – от 13 до 16 лет.

4 год обучения – от 16 до 18 лет.

Публикации по теме:

Пояснительная записка «Предупреждение и устранение нарушений речи у детей с использованием тантамарески» .

Пояснительная записка КТП составлены на основе программ по творческому, трудовому, нравственно-этическому воспитанию и охране здоро-вья для учащихся 5 – 9 классов.

Пояснительная записка к календарному планированию в 5 группе для детей с ОВЗ на 2016–2017 учебный год Для коррекции и развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в развитии, усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально.

Пояснительная записка к проведению. Мониторингов ЗУН для детей с ОВЗ Для продвижения ребенка с интеллектуальной недостаточностью в развитии, его дальнейшей социальной адаптации необходим минимальный уровень.

Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение)Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.

Пояснительная записка к занятию «Хорошо — плохо?» Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо» составлен в соответствии с задачами программы воспитание и обучение в детском саду на основе.

Пояснительная записка к занятию «Сказка за сказкой» Занятие для детей старшей группы, на основе методических рекомендаций программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой (Программа и методическое.

Пояснительная записка. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Младшая группа (от 3 до 4 лет) Направление «Познавательное развитие» включает в себя образовательные области «Познание» (сенсорное развитие; формирование элементарных.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 4 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального.

Пояснительная записка к работе театральных гостиных Предисловие к работе театральных гостиных Если дети – это «цветы жизни», то растут они в семье. Воспитывают детей прежде всего родители.

Автор публикации:
Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 14:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД