Лучший педагог года

Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет «Цветные ладошки»

Ольга Бобрыш
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет «Цветные ладошки»

Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Задачи художественно- творческого развития детей 3-4 лет

3. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе

4. Педагогическая диагностика

5. Список репродукций и предметов искусства для рассматривания и бесед

в старшем дошкольном возрасте

6. Список литературы

Публикация «Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет „Цветные ладошки“» размещена в разделах

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л. А., Запорожец А. В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л. С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель и задачи программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Цветные ладошки»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические принципы,

обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:

принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания

программы с учётом региональных культурных традиций;

принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

принцип развивающего характера художественного образования;

принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное, добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т. д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения

включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального переживания.

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный

опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;

метод разнообразной художественной практики;

метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).

К учебно-методическим изданиям

относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа.

К наглядно-методическим изданиям

относятся:

тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);

дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т. д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т. д.);

незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т. д.);

серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).

Младшая группа

Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет

Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т. д.).

Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например:«Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);

продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе по изобразительной деятельности (3-4 года)

Список репродукций и предметов искусства,

рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте

ПЕЙЗАЖИ

Айвазовский И. «Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море»

Бакшеев В. «Голубая весна»

Борисов-МусатовВ. «Весна»

Бродская Л. «Овёс», «Таёжный мороз»

Бродский И. «Осенние листья»

Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель»,«Перед дождём» Васнецов В. «Река Вятка»

Волков Е. «Ранний снег»

Гаврилов В. «Свежий ветер»

«Мартовский снег»

ГрицайА. «Весна в городском парке»,

Куинджи А. И. «Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром» Куприянов

Остроухов И. «Золотая осень», «Осень»

Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень»

Саврасов В. «Радуга»

Шишкин И. И. «Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней»

«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»

Щербаков Б. «Ростов Великий»

ЮонК. «Купола и ласточки»

ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник, медведь, козёл, петух, курица, лиса

Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников

Иллюстрации известных художников

Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Перышко ФинистаЯсна-Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,«Царевна-лягушка» Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки» Кротова

ДубинчикТ. «Жили у бабули» по книге К. Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»

Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»,

«Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»;

Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк"

Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичка-сестричка и серый волк», русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К. Чуковского, «Сорока-белобока» Е. Благининой,бесед по картинкам «Гдемы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой", «Вот они какие», «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушка-путешественница» Н. Гаршина Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В. Петровой, «Один и много» С. Теплюк,

«Зайкины истории»

Список литературы

1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М. : Республика, 2001.

2. Арапова-Пискарёва Н. А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Искусство, 1974.

4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

5. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.

6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М. : Владос-Пресс, 2006.

7. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М. : Просвещение, 1988.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1967.

9. Галанов А. С., Коршелова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М. : Прогресс, 1988.

11. Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М. : Изд-во МПИ,1991.

12. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М. : ИЦ Академия, 1997.

13. Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.

14. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия, 2000.

15. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М. : Просвещение, 1973.

16. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М. : Педагогика, 1986.

17. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М. : Просвещение, 1999.

18. Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М. : ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. - М. :

19. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М. : ТЦ Сфера, 2005.

20. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

21. Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

22. Копцева Т. Природа и художник. - М. : Сфера, 2000.

23. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного.

24. Котляр В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: радянська школа, 1986.

25. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.

26. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М. : ТЦ Сфера, 2005.

27. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. - М. : Просвещение, 1965.

28. Лялина Л. А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М. : ТЦ Сфера, 2006.

29. Мелик-Пашаев А. А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.

30. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.

31. Неменский Б. М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1987.

32. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. - М. : Карапуз, 1999.

33. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет. - М. : Апрель: ACT, 2005.

34. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М. : НИИ ХВ РАО, 1994.

35. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. - М. : Высшая школа, 1992.

36. Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное пособие/Сост. И. А. Патронова, О. А. Куликова, Л. Л. Тимофеева. - М. : Педагогическое общество России, 2006.

37. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М. : РИНО, 1999.

38. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.

39. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения. - Новосибирск: РИФплюс, 1997.

40. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М. : Просвещение, 2003.

Публикации по теме:

Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2-х лет в группе раннего развития «Вместе с мамой» Рабочая образовательная программа для детей от 1,5 до 2х лет В группе раннего развития «Вместе с мамой» Разработана воспитателями :.

Рабочая программа «Озорные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) Пояснительная записка Программа разработана на основе программы «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И. А. – ООО «Карапуз - дидактика», 2007.

Модифицированная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–7 лет «Симфония цвета» Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть.

Проект «Цветные ладошки». Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей 3–7 лет Работу выполнил: Безуспарец Т. В. воспитатель I квалификационной категории Содержание: Актуальность Паспорт проекта Календарный.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» Рабочая программа дополнительного образования кружка «Цветные ладошки» Направление: художественно-эстетическое Вид программы: адаптированная.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа «Озорные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) Автор-составитель: Мащенко Лилия Владимировна Пояснительная записка Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят.

Рабочая программа воспитания ребёнка-дошкольника для старшей группы .

Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы по ФГОС ДОУ» Форма проведения:круглый стол Цели : ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет) ;задачами.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. ВидеоТанец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3–4 лет «Цветные ладошки»
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 01:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД