МААМ-картинки

Рабочая программа кружка по пластилинографии «Умелые ручки» для детей 5–6 лет

Анастасия Смирнова
Рабочая программа кружка по пластилинографии «Умелые ручки» для детей 5–6 лет

Содержание:

1. Пояснительная записка: актуальность, цель, задачи, формы работы с воспитанниками, циклограмма, список детей

2. Основная часть.

2.1 Методика создания пластилиновых картин.

2.2 Материалы, используемые в пластилинографии.

2.3 Производные приёмы лепки для рисования – выполнение пластилинографических изображений.

Публикация «Рабочая программа кружка по пластилинографии „Умелые ручки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

2.4 Рекомендации при работе с пластилином.

2.5 Предполагаемый результат. -

3. Перспективное планирование.

4. Литература.

Актуальность.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приё мов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.

Занимаясь пластинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.

Цель.

Развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.

Задачи.

Учить приёмам работы с пластилином : раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.

Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира и действительности.

Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, пёрышки, зерна крупы, семена подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)

Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.

Развивать координацию и согласованность руки и глаза.

Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.

Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.

Формы работы с воспитанниками.

Беседы, чтение художественной литературы, дидактические и пальчиковые игры, рассматривание предметов, иллюстраций, картин, изображений, открыток, фотографий, экспериментальная деятельность, наблюдения, просмотр презентационного материала и др.

Циклограмма: занятия проводятся один раз в неделю, время проведения соответствует возрасту детей (старшая группа 25 минут).

2. Основная часть.

2.1 Методика создания пластилиновых картин.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит ещё неокрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приёма.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Используйте два способа смешивания пластилина :

1. Смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

2. Взять несколько кусочков пластилина разных цветов, размять, перемешать в один шарик и рисовать.

Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживание нужно пальцы слегка смочить в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы их не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники.

2.2 Материалы используемые в пластилинографии.

Набор пластилина

Доска для лепки

Стеки

Салфетки для рук

Картон: однотонный, цветной, с контурным рисунком

Бросовый и природный материал (бумага разной фактуры, бусины, пуговицы, бусины, семена различных растений, шишки, ракушки, пластиковые ёмкости, диски и т. д.)

2.3 Производные приёмы лепки для рисования – выполнения пластилинографических изображений.

o Сплющивание

o Расплющивание

o Налепливание

o Прижимание

o Придавливание

o Примазывание

o Намазывание

o Размазывание

2.4 Рекомендации при работе с пластилином.

Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).

Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.

Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

2.5 Предполагаемый результат.

К концу года дети должны уметь:

Овладеть теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

Свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

Овладеть различными техническими приемами и способами лепки.

Научиться самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

Украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

Развить познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

Выработать усидчивость, терпение, трудолюбие, научиться ценить ручной труд.

Получить навыки совместной работы.

3. Перспективное планирование.

2016-2017 учебный год

Старшая группа

Месяц

Тема Программное содержание

Сентябрь

1 – 2 неделя

«Осенние деревья»

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи.

Вспомнить с детьми осенние приметы.

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

Сентябрь

3 – 4 неделя

«Кленовые листья»

Учить детей и приему «вливание одного цвета в другой».

Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.

Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Октябрь

1 неделя

«Гроздь рябины» Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение.

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик.

Октябрь

2 – 3 неделя

«Дары осени»

(овощи и фрукты) Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.

Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе

Октябрь

4 неделя

«Ежик» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром.

Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

Ноябрь

1 – 2 неделя

«Букет для мамы»

Создавать основу композиции – корзинку, переплетая колбаски коричневого и белого цвета в шахматном порядке.

Формировать композиционные навыки.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Ноябрь

3 – 4 неделя

«Букет для мамы»

Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные.

Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Декабрь

1 – 2 неделя

«Кружевная снежинка»

Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;

Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;

Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;

Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.

Декабрь

3 – 4 неделя

«Здравствуй, ёлочка - зелёные иголочки» Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии;

Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;

Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;

Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Январь

3 – 4 неделя

«Снегурочка» Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Февраль

1 – 2 неделя

«Живые яблочки на веточках» Развивать цветовосприятие.

Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.

Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.

Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.

Воспитывать самостоятельность.

Февраль

3 – 4 неделя

«Открытка для папы» Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;

Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;

Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;

Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

Март

1 – 2 неделя

«Фиалочки для мамочки»

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе.

Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы.

Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Март

3 – 4 неделя

«Лебеди» Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;

Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

Развитие цветовосприятия;

Развитие мелкой моторики рук.

Апрель

1 – 2 неделя

«Пасхальный кулич»

Воспитывать интерес и знакомить детей с православием.

Учить оформлять объемную плоскость в форме кулича, выполняя работу в технике «пластилинография».

Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах соответствующих данной теме.

Апрель

3 – 4 неделя

«Подснежники» Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники);

осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

закреплять навыки раскатывания, примазывания;

испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

Воспитывать самостоятельность.

Май

1 – 2 неделя

«Рыбки в аквариуме»

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.

Май

3 – 4 неделя

«Салют»

Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;

Развивать цветовосприятие;

Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».

4. Литература

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007.

2. Данкевич Е., Жакова О. «Лепим из пластилина». Издательство «Кристалл», 2001

3. Иванова М. «Лепим из пластилина». Издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2007

4. Орен Р. «Лепка из пластилина : развиваем моторику рук». Издательство «Махаон», 2010

5. Румянцева Е. А. «Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание дети» Издательство «Айрис-пресс», 2009

6. Е. В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006

7. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство «Феникс». 2009

8. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.

9. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Публикации по теме:

Кружок «Умелые ручки» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

Рабочая программа кружка «Весёлая математика» для детей 6–7 лет Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка» УТВЕРЖДАЮ Директор МКДОУ детский.

Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей подготовительной группы Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Программа дополнительного образования детей 4–5 лет «Умелые ручки» (художественная направленность) Образовательная программа дополнительного образования детей «Умелые ручки» Педагог: Степанова Н. А. Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации:.

Рабочая программа кружка «ОЧумелые ручки» для детей 3–4 лет Рабочая программа кружка "ОЧумелые ручки" во второй младшей группе Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1 Концепция программы 1.2 Актуальность.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» в средней группе «Колокольчик» на 2017–2018 учебный год. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связанно.

Рабочая программа кружка по вышивке «Умелые руки» Рабочая программа кружка «Умелые руки» Составитель: Петрова Е. П. ст. Ленинградская, 2018 год Программа «Умелые руки» (вышивка) Пояснительная.

Рабочая программа по бесплатному дополнительному образованию кружка «Истоки» для детей от 4 до 7 лет 2.3. Перспективный план кружка «Истоки» в средней группе 2016 -2017у. г МЕСЯЦ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦЕЛИ Сентябрь.

Рабочая программа театрального кружка «Солнышко» для детей 6–7 лет на 2017–2018 учебный год СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка ….3 Цель программы …4 Задачи программы ….4 Основные направления программы….5.

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района Смоленской области (МБДОУ д/с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по пластилинографии «Умелые ручки» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 25 марта 2018 в 14:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД