Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Юные исследователи» средняя группа

Гузалия Асадуллина
Рабочая программа кружка «Юные исследователи» средняя группа

Рабочая программа кружка средняя группа

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская

деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ

соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня

должен обладать такими качествами как, любознательность, активность,

Публикация «Рабочая программа кружка „Юные исследователи“ средняя группа» размещена в разделах

побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться

экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-

исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и

планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели,

помогает в овладении универсальными предпосылками учебной

деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и

выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС,

является познавательное развитие, таким образом, познавательно-

исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего

мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в

процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия

развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной

социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и

соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему,

предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают

успешной социализации личности.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых

любознательность,

постоянное

экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность

познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Главное

экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе

эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,

обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать

обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование,

будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный

потенциал для развития творческой исследовательской активности и

самостоятельности у детей дошкольного возраста.

К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ

недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс.

Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической

литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов

и т. д.

Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать

результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже

имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных

закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в

окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском

саду разработана программа кружка «Хотим все знать» для детей

дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации

посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-

исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных

представлений дошкольников.

Цель

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей

через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Формировать умение принимать и ставить перед собой цель

эксперимента.

Формировать умение отбирать средства и материалы для

самостоятельной деятельности.

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные

связи

Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость,

мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения:

скорость, направления.

Развивающие:

Развивать

познавательную

экспериментирования.

Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,

решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное

и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и

др.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных

видах детской деятельности.

Воспитывать

умение

последовательность действий.

Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за

собой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении экспериментов.

Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы :

Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в

качестве одного из источников обучения;

Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на

практике приобретенных знаний, умений, навыков;

Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет

индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в

целом, групп и каждого ребенка в отдельности;

Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного

соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и

оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об

окружающем мире;

Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая

планирование, реализацию и оценивание процесса и результата

обучения;

креативность обучения, предполагающая реализацию творческих

возможностей педагога и детей.

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи

экспериментирования является соблюдение следующих психолого -

педагогических условий организаций учебного процесса:

Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного

опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;

В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта

ребенка с содержанием задаваемых знаний;

Активное стимулирование ребенка к деятельности должно

обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе

овладения знаниями;

Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел

возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;

Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и

процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые

осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.

Ожидаемые результаты:

Ребенок знает

Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);

Правила охраны природы;

Правила личной безопасности;

Графические и практические способы фиксирования результатов

наблюдений

Имеет представление

о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;

о приспосабливании растений к условиям жизни;

о свойствах металла;

о построении простейших гипотез

предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

выслушивать инструкции и запоминать;

проводить элементарные исследования и эксперименты;

уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при

коллективном труде;

формулировать выводы, делать небольшие заключения

Форма организации кружковой деятельности

Программа рассчитана на 1 учебный год обучения.

Разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в

группах (10 человек) соответствии с СанПиН - 20 мин. В середине

образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если

они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между

образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Направления работы

Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство

детей с компонентами живой и неживой природы, влияние

деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной

форме.

Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в

рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на

результаты образовательного мониторинга.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

1 Метод наблюдения

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о

свойствах и качествах предметов и явлений;

за изменением и преобразованием объектов;

2 Игровой метод

Опыт

3 Словесные методы

Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у

детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей,

побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование

знаний и умственно—речевых умений детей.

Художественное слово

Загадки

Напоминание о последовательности работы

Совет

Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний,

их обобщения и систематизации.

4 Информационно-коммуникативные технологии:

Компьютер

мультимедийный проектор

Формы работы с детьми :

фронтальные;

групповые;

индивидуальные.

Формы реализации программы :

целевые экскурсии;

тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

чтение художественной литературы;

конкурсы и викторины;

сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

персонажами.

Перспективный план работы кружка «Юные исследователи» 2020-21 год

Тема

Цель

Материалы

Дата

План

Факт

Сентябрь. «Свойства песка.»

Опыт №1 «Почему не получился куличик»

ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя

построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Формочки, песок,вода

1 нед

Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»

продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой

узор. Из мокрого – нет.

Пластмассовы бутылочки с сухим и мокрым песком

2 нед

Опыт №3. «Песок и земля»

ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Горшок с песком,банка с землей

3 нед

Опыт № 4 «Из чего состоит песок»

ознакомление со свойствами песка.

Тарелочки с песком,лупа

4 нед

Октябрь. «Ветер по морю гуляет»

Опыт № 1 «Море»

познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха –

это ветер, различать его силу.

Таз с водой,бумажные кораблики

1 нед

Опыт № 2 «Как работает воздух»

увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

два одинаковых листа бумаги, стул.

2 нед

Опыт № 3 «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

пластиковая бутылка, воздушный шарик.

3 нед

Опыт № 4 «Волны»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его

возникновения.

Мисочкис водой разного цвета

4 нед

Ноябрь. «Узнаем, какая вода»

Опыт № 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

2 стаканчика,вода

1 нед

Опыт № 2 «Вода прозрачная».

выявить свойства воды (прозрачная).

Стакан с водой,с молоком,ложки

2 нед

Опыт №3 «Вода – растворитель».

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются

вещества).

Сах песок,речной песок,2 стакана с водой

3 нед

Опыт № 4 «Вода – растворитель».

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются

вещества).

разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

4 нед

Декабрь. «Бумага, ее качества и свойства»

Опыт №1 «Бумага мнется»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет,

гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется,

Полоски бумаги разной толщины и шероховатости

1 нед

Опыт № 2 «Бумага намокает»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет,

гладкость, толщину, впитывающую способность).

Полоски бумаги,стакан с водой

2 нед

Опыт № 3 «Бумага для рисования»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет,

гладкость, толщину, впитывающую способность).

Лист бумаги,простой и цветные карандаши

3 нед

Январь. «Снег, какой он?»

Опыт № 1 «Снеговик»

В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и

становится водой.

Контейнер со снегом,формочки,совочки

2 нед

Опыт № 2 «Мы снежинки»

Формировать представления о свойствах снега

Контейнер со снегом,черная бумага

3 нед

Опыт № 3 «Снег холодный и белый»

Формировать представления о свойствах снега

Контейнер со снегом,блюдца

4 нед

Февраль. «Свойства льда»

Опыт № 1 «Ледяная избушка»

познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).

Лед,стакан с водой

1 нед

Опыт № 2 «ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Льдинки разного размера,тазик с водой

2 нед

Опыт № 3 «Цветные льдинки»

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества

(краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд.

Стаканчики с водой,разноцветные краски

3 нед

Опыт № 4 «Цветные бусы»

В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества

(краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд.

Цветная вода,формочки,нить

4 нед

Март. «Плавает-тонет»

Опыт № 1 «Мяч»

познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на

поверхности воды, другие тонут)

Таз с водой,мяч,кукла,камень

1 нед

Опыт № 2 «Разноцветная вода»

закрепить свойства воды

Стаканчики с водой,краски,ложка

2 нед

Опыт №3 «Плавает, тонет или растворяется»

исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Таз с водой,камень,железо,бумага. стекло

3 нед

Опыт № 4 «Что тяжелее?»

сравнить свойства песка, камня, в воде.

Таз сводой,песок,камень.

4 нед

Апрель. «Угостим петушка и курочку зернышками»

Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»

развиваем мелкую моторику, наблюдательность.

Крупа, ситечки, ведёрки, миски, песок.

1 нед

Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»

сравнить свойства крупы.

Стеклянная банка,крупы различной величины,формы,цвета

2 нед

Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной

крупы.

Крупа манная,поднос

3 нед

Опыт № 4 «Проращивание овса»

расширить представления детей о росте растений.

Овес,почва. контейнер

4 нед

Май. «Травка зеленеет, солнышко блестит».

Опыт № 1 «Огород на окне»

показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из

луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Лук,почва

1 нед

Опыт № 2 «Солнечные зайчики»

дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в

зеркале.

Маленькие зеркала

2 нед

Опыт № 3 «Свет повсюду»

показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные

(солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).

иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с

изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик,

сундучок с прорезью.

3 нед

Опыт №4 «Фонарик»

показать значение света.

Фонарик

4 нед

Список литературы

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М. : ЦГЛ, 2004.– 192с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Юные исследователи» средняя группа
Опубликовано: 25 сентября 2020 в 06:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД