Лучший педагог года

Рабочая программа логопеда (продолжение)

Оксана Ощепкова
Рабочая программа логопеда (продолжение)

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности коррекционно-логопедической программы.

Мониторинг коррекционно-логопедического процесса позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с ОНР и составить диагностику (Приложение № 1 «Методика проведения мониторинга общего и речевого развития детей 5-7 лет с ОНР»). В основу взят количественный мониторинг из методического комплекта программы Н. В. Нищевой в соавторстве А. М. Быховская, Н. А. Казова. Мониторинг состоит из 4 блоков: «Раннее психомоторное развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и речевые психические функции». Максимальное количество баллов по I блоку. Раннее психомоторное развитие, поведение и психическая сфера – 6 баллов. Максимальное количество баллов по II блоку. Неречевые психические функции – 9 баллов. Максимальное количество баллов по III блоку. Моторная сфера – 12 баллов. Максимальное количество баллов по IVблоку. Произносительная сторона речи и речевые психические функции – 42 балла. Максимальное количество баллов по всем показателям обследования– 69 баллов.

Публикация «Рабочая программа логопеда (продолжение)» размещена в разделах

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития языковых компонентов детей в начале и конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме того, мониторинг позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.

Результаты мониторинга помогут: при планировании коррекционно-образовательной деятельности (индивидуальной и подгрупповой); при отборе методов, приемов и технологий;

при комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не боле 2-х разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 - 20 мин. если ребенку 5-6 лет.

В качестве наглядно-дидактического обеспечения используется методический комплект Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет)», «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет)» и «Дидактический материал по обследованию речи детей» О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой. М.

II. Содержательный раздел

2.1. Направления, содержание и формы образовательной деятельности детей, технологии, реализуемые в образовательном процессе.

2.1.1. Направления коррекционно-логопедической работы.

1) диагностическая работа - обеспечивает своевременное выявление детей, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида»;

2) коррекционно-развивающая работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида», способствует формированию коммуникативных, личностных, познавательных навыков;

3) консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семей, педагогов по вопросам обучения, воспитания, коррекции, развития воспитанников;

4) информационно – просветительская работа - направлена на разъяснительную профилактическую деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением речи, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.

2.1.2. Технологии, используемые в коррекционно-логопедической работе:

Технология логопедического обследования.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.

Логопедическое обследование проводится по диагностическому пакету Н. В. Нищевой. Диагностика речевого развития включает в себя следующие параметры: состояние развития словарного запаса, состояние развития грамматического строя речи, состояние развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, состояние развития связной речи и речевого общения.

Технология коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

2.2 Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т. д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Используются следующие игры и пособия: «Два дома», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т. д.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Здоровьесберегающие технологии.

В коррекционной работе активно используются дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой).

С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т. д.).

Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н. В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н. В. Нищевой, крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика. Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

- развитие объёма словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие лексической системности и семантичности полей;

- формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

- развитие словообразования;

- уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия (Играйки Н. В. Нищевой, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Технология формирования связной речи.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.

Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.

При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Свою работу в данном направлении я делю на два этапа:

1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Технология игрового обучения.

В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т. д.

Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы используются также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Технология «Логопедический массаж»;

Технологи «Логоритмика»;

Технология мнемотехника;

Игровые технологии

Технология проектной деятельности

Технология «Портфолио педагога»

2.2. Роль учителя-логопеда в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.

Учитель-логопед принимает активное участие в работе по образовательной области «Речевое развитие», подключается к работе воспитателя, при необходимости готовит рекомендации для более успешного ее освоения воспитанниками.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные участники образовательного процесса подключаются к их работе.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог и учитель-логопед. Учитель-логопед помогает выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий по логопедической ритмике.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанников.

2.3. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с ОВЗ (ТНР, ЗПР) во многом зависит от преемственности в работе учителя - логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель - логопед осуществляет в следующих формах:

- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех областях;

- оснащение развивающего пространства в групповом помещении;

- взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

- систематические задания учителя-логопеда воспитателям для закрепления полученных компетенций детьми на логопедических занятиях. Периодичность варьируется от 1 раз в неделю до 1 раза в месяц.

2.4. Интегрированные занятия в системе работы с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР)

С детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР) планируются интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые обеспечивают взаимодействие специалистов (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и др.) и родителей дошкольников в коррекционном процессе. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры и игры-драматизации и др.

Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда для детей с ТНР и на педагога-психолога для детей с ЗПР, которые разрабатывают структуру занятия и осуществляют координацию действий специалистов.

Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Коррекционная работа учителя - логопеда на интегрированных занятиях разнообразна и охватывает все направления его работы, кроме постановки звуков, которая осуществляется на индивидуальных занятиях.

В МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» интегрированные занятия организуются не менее 2 раз в год.

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников

Учитель-логопед и другие специалисты, работающие с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР) привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах (согласно расписанию работы учителя-логопеда во вторую половину дня) и еженедельно/ежемесячно по пятницам в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем развитии. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

По запросу родителей и/или по приглашению учителя-логопеда возможно посещение индивидуальных логопедических занятий родителями.

Также учитель - логопед нацеливает внимание родителей на методические разработки, размещенные на информационном стенде «Советы логопеда». Необходимую информацию родители могут получить на Сайте МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида». Кроме того, учитель-логопед может порекомендовать родителям различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы, ссылки на тематические сайты.

В течение года родители приглашаются на праздники, интегрированные занятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

Вышеприведенные формы взаимодействия способствуют установлению партнерских отношений с родителями, созданию атмосферы общности интересов, повышению педагогической компетентности родителей, обучению родителей конкретным приемам логопедической работы.

Публикации по теме:

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда 1. Целевой раздел 1.1. Аннотация к рабочей программе учителя – логопеда Виноградовой С. В. Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных.

Рабочая программа логопеда. Часть 3 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Конструирование: - закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа (продолжение) 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Концептуальные основания оценки качества образовательной.

Рабочая программа (продолжение) СТАРШАЯ ГРУППА Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Рабочая программа (продолжение) Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять.

Рабочая программа (продолжение) Обоснование трехчастной структуры физического занятия. В начале вводной части делаются строевые упражнения (построение в шеренгу, в колонну.

Рабочая программа (продолжение) 2.5. Описание части образовательной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса На современном этапе развития общества.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию по детей дошкольного возраста с УО (продолжение) 2.3. Организация образовательного процесса Этапы коррекционной работы с детьми 1-2 неделя сентября-диагностика (обследование.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа логопеда (продолжение)
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 12:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД