Рабочая программа «Мир русской народной игрушки» для детей 5–7 лет

Вера Атаманова
Рабочая программа «Мир русской народной игрушки» для детей 5–7 лет

Пояснительная записка

Актуальность проблемы использования народной игрушки как средства социализации дошкольников обусловлена современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Новая система образования характеризуется качественным изменением ценностных ориентаций, осознанием необходимости обращения к личности человека. В этой связи педагогическая наука ставит своей целью развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности. Эта цель может быть достигнута в процессе гуманизации отношений в системах «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый». Изменение социокультурной ситуации предполагает организацию новых моделей воспитания, а, следовательно, и новое качество процесса социализации.

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А. В. Петровский). Социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д. Б. Эльконин). Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецируется на его поведение в социальном взаимодействии с окружающими его людьми. Учеными доказано, что средний и старший дошкольный возраст является оптимальным для усвоения азов социального опыта (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломенский, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн и др.).

Народы России располагают богатейшим арсеналом народных традиций. В своей экспериментальной работе я акцентирую внимание на русской народной игрушке, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Новые образовательные программы и педагогические технологии ориентируют на введение регионального компонента в творческую работу воспитателя. В то же время самобытная, уникальная русская народная игрушка, не в полной мере востребована дошкольной педагогикой.

Таким образом, существует противоречие между осознанием значимости этнических и общечеловеческих ценностей как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста, формированием подрастающей личности, и отсутствием системы целенаправленного осознанного воздействия на личность ребенка средствами народной игрушки как одного из путей осуществления социализации.

Задачи

1. Ввести дошкольников в круг основных православных праздников, показать их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством;

2. Освоение духовного содержания русской народной игрушки, воплощающей социальный опыт предшествующих поколений;

3. Обогащение социальных ролей и социального опыта в игровой деятельности детей с народной игрушкой;

4. Развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка, обогащение его духовного мира и способствовать расширению кругозора.

Особенности построения программы

Занятия программы предполагают использование

русских народных игрушек

народных и авторских сказок,

– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,

– былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале года берутся простые и несложные по изготовлению русские народные игрушки, во втором полугодии – используются игрушки более сложные, которые изготавливаются совместно с родителями и воспитателем.

Для содействия образному восприятию народных игрушек используются русские народные сказки и иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание искусствоведческого рассказа о народной игрушке, времени её изготовления, символике.

2. Рассматривание технологической карты и обсуждение этапов её изготовления.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: ручной труд, рисование, лепка, аппликации.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной народной игрушке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми этнографического и краеведческого материала. Детям предлагается изготовить любую народную игрушку по их усмотрению. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник, а также проводится конкурс игрушек изготовленных детьми. В конце второго полугодия планируется семейное посещение музея игрушки (экспозиция которого размещается в стенах ДОУ). Эта экскурсия переносит детей и взрослых в мир народной игрушки, которая и в наше время является важным средством социализации дошкольников.

Содержание программы

Содержание программы включает четыре основных блока, представленных в таблице № 1. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках: «Мир русских народных праздников», «Народное творчество», «Народная игрушка в русском крестьянском быту», «Основы изготовления народных игрушек». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.

Блок 1-«Мир русских народных праздников»

Блок 2-«Народное творчество»

Блок 3-«Народная игрушка в русском крестьянском быту»

Блок 4- «Основы изготовления народных игрушек»

Первый тематический блок «Мир русских народных праздников»

Дошкольников знакомят с основными православными праздниками, показывая их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством.

Второй тематический блок «Народное творчество»

Следует отметить, что второй блок включает в себя знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки, русская матрёшка, романовские игрушки, русская вышивка, русский народный костюм). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветная бумага и т. п.) образов народных игрушек, элементов народной вышивки и костюма.

Третий тематический блок «Народная игрушка в русском крестьянском быту»

Освоение духовного содержания русской народной игрушки, воплощающей социальный опыт предшествующих поколений. Этот блок включает в себя сведения о символике игрушек (цвет и форма, простота и красота орнамента, насыщенность цвета, конкретность образов).

Четвёртый тематический блок «Основы изготовления народных игрушек»

Изучается анатомия тряпичной куклы, рассказывается об особенностях изготовления игровых и обережных кукол. Дети овладевают технологией изготовления («Куклы на выхвалку», «Узелковых кукл», «Зольной куклы», «Ккуклы Крупенечки», «Куклы- мамки»)

Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерии и уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.

Особенности игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе использования русской народной игрушки

Уровень

Характеристика уровня

Пассивный

Дети испытывают затруднения в установлении контакта друг с другом, не владеют способами воздействия на сверстника с целью использования русской игрушки в игре. В большинстве случаев они выполняют роль наблюдателя за игрой. Игровой опыт беден. Принимать и выполнять роли они не могут, хотя одиночные режиссерские игры имеют место. Обычно дети манипулируют игрушкой или развивают несложный сюжет с народной поморской игрушкой, особенно - с куклой - и деревянным конем. Данному уровню соответствуют дети первой половины пятого года жизни.

Ситуативный

Данный уровень характерен для большинства детей среднего дошкольного возраста. Дети разделяют предложения и позиции партнеров в игре, применяют для вступления в игру различные способы воздействия на сверстников, доминирующими из которых являются предметно-игровые (народные игрушки) и вербальные.

Достаточный

Дошкольники, относящиеся к данному уровню, вступают в ролевые отношения в совместной игре, ведут ролевой диалог. Партнер воспринимается как носитель ролевой позиции. Смена ролей меняет способы взаимодействия с детьми. Дети проявляют помощь в случае затруднений сверстников при выполнении своей роли. Однако ребенок может увлечься действиями с игрушками как ролевыми атрибутами и «выпасть» из сюжета игры.

Материально-техническое обеспечение программы

№ Перечень материалов для занятий Количество материала на 1 ребёнка на 1 год занятий Цена за одну единицу (руб.) Всего (руб.)

Кисти 2 шт. 15 30

Краски акриловые 1 набор 315 315

Ткань льняная 1 метр 150 150

Ткань ситцевая 1 метр 50 50

Тесьма 2 метра 20 40

Бумага 4 комплекта 20 80

Всего 645

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Роль семьи в социализации личности ребёнка. Основным эффектом социализации является такое целостное образование как направленность личности:её ведущие мотивы,интересы,убеждения,определяющие.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Рабочая программа «Мир русской народной игрушки» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 21 октября 2013 в 15:44
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...