МААМ-картинки

Рабочая программа по развитию речи «Говорун» — индивидуальные занятия для подготовительной группы

Людмила Буравцева
Рабочая программа по развитию речи «Говорун» — индивидуальные занятия для подготовительной группы

Рабочая программа по развитию речи детей

Подготовительной к школе группы

«Говорун».

Индивидуальные занятия

Срок реализации 2017 – 2018 гг.

Программу составила Воспитатель МБДОУ «Верх-Чебулинского детского сада «Рябинка» Буравцева Л. И 201

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа по развитию речи „Говорун“ — индивидуальные занятия для подготовительной группы» размещена в разделах

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, это служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляются и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

Наше ДОУ работает по программе, основанной на Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Образовательная область «Речевое развитие» этой программы предусматривает проведение всего 1-го занятия в неделю, чего совершенно недостаточно для полноценного речевого развития ребёнка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Поэтому нами было принято решение организовать индивидуальные занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Данная форма работы позволяет уделять внимание развитию артикуляции, развитию всех компонентов устной речи. Наряду с развитием мелкой моторики уделять внимание развитию тактильной чувствительности. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Такие занятия учитывают индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в подгруппе.

Цель программы : Развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Развитие всех компонентов устной речи.

Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализацию этих целей через следующие

задачи:

- Активизация смысловой стороны речи.

- Понимания речи.

- Формирование словаря.

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Развитие связной речи (монологической и диалогической).

- Усилие контроля над собственной речью.

- Формирование звуковой культуры речи, знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.

Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Данная рабочая программа составленной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и авторских технологий Т. А. Ткаченко, Володиной В. С

В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей среднего возраста.

Занятия проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей, фишек карточек с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

Планирование работы

Для того чтобы выявить процент детей отстающих в речевом развитии нами проводилась диагностика нарушений речи у детей подготовительной к школе группы.

Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдали за детьми, обрабатывали полученные результаты, что помогло не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятный прогноз.

Существенными вопросами применения речевых диагностических методик являются: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.

Для обследования детей была использована технология Володиной В. С. «Альбом по развитию речи» .

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволило нам определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – способствовала определению специальных коррекционных методов обучения, которые в дальнейшем могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Обследование речи должно охватывать состояние артикуляционного аппарата, произношение и различение звуков, темп, пассивный и активный словарь, грамматический строй речи, связную речь.

Что входит в обследование?

Каждый ребенок обследуется по таким параметрам:

- формирование словаря;

-звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

Диагностическая карта по развитию речи в старшей группе

Показатели

Фамилия Имя Ребенка

Формирование словаря

1. Употребляет в речи :

существительные с обобщающим значением;

существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов;

существительные, обозначающие профессии

2. Использует в речи :

прилагательные, обозначающие свойства предметов;

глаголы, обозначающие трудовые действия;

предлоги

3. Определяет и называет местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом)

4. Характеризует состояние и настроение людей.

5. Употребляет слова–антонимы

Звуковая культура речи

1. Правильно произносит:

• гласные,

• согласные (свистящие, шипящие, сонорные звуки)

• слова

• словосочетания

2. Различает на слух и называет слова, начинающиеся на определенный звук.

Грамматический строй речи

1. Согласовывает слова в предложении.

2. Правильно использует предлоги в речи.

3. Умеет образовывать форму множествен-ного числа существительных, обозначаю-щих детенышей животных.

4. Употребляет существительные множе-ственного числа в

именительном падеже (лисята)

родительном падеже (лисят, ложек, вилок, груш, яблок, помидоров)

5. Употребляет формы повелительного наклонения глаголов (лежать, ехать, бе-жать, хотеть).

6. Употребляет в речи простейшие виды :

сложносочиненных предложений

сложноподчиненных предложений

Связная речь

1. Владеет элементарными навыками диалогического общения:

• отвечает на вопросы,

• умеет задавать вопросы

2. Активно участвует в беседе

3. Составляет небольшие рассказы об игрушках и предметах по образцу,

4. Составляет описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам:

• с помощью вопросов воспитателя

• по образцу

5. Составляет рассказы:

• из коллективного опыта

• из личного опыта

6. Пересказывает небольшие сказки и рассказы:

• совместно с воспитателем

• по вопросам воспитателя

7. Драматизирует небольшие сказки, отрывки из сказок.

итог

Все полученные данные помогли нам понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

По результатам диагностики мы сделали заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Учитывая речевые, возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

по разделу программы «Развитие речи»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи, познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.

Задачи:

- Активизация смысловой стороны речи.

- Понимания речи.

- Формирование словаря.

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Развитие связной речи (монологической и диалогической).

- Усилие контроля над собственной речью.

- Формирование звуковой культуры речи, знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.

Фамилия Имя ребенка :

Организация занятий : ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Опорный источник:

Бизикова О. А. «Материал к планированию работы по развитию грамматического компонента речи у дошкольников : игры и упражнения для реализации задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7лет

Селеверстов В. И Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974

Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

Ткаченко, Т. А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие.

Володина В. С «Альбом по развитию речи»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап

(октябрь) Сенсорное развитие

1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций 1. развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, вос-принимаемые всеми органами чувств.

2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. 1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудес-ный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки. 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап Коррекция звукопроизношения

1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи. 1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы биоэнергопластики

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов. 1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.

3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. 1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.

6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

18.

Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Упражнять в словоизменении.

3. Упражнять в словообразовании.

1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, отно-сительными и притяжательными прила-гательными.

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи-тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи 1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)

2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.

3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с умень-шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать воз-вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с существительными.

11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

12. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закон-чился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или кол-лективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно

составленному плану.

Предполагаемые результаты:

Дети умеют участвовать в беседе: понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, овладевают умением описывать предмет, картину, составляют рассказ по картине, созданной с использованием дидактического материала, умеют пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Дети овладевают средствами интонационной выразительности.

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Москва, Мозаика-синтез 2014г.

Володина В. С «Альбом по развитию речи»

Ткаченко Т. А. Программа "Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет" Москва, Ювента 2008г.

Ткаченко Т. А. «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков». Логопедическая тетрадь. Москва, ЭКСМО 2007г.

Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Москва, ЭКСМО 2012г.

Морозова И. А., Пушкарева М. А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду», Москва, Ювента 2006 Бизикова, О. А. Материал к планированию работы по развитию грамматического компонента речи у дошкольников : игры и упражнения для реализации задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2011. – 76 с.

Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.

Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4-5 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2004. – 221 с.

Лебедева, Л. В. и др. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.

Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 176 с.

Развитие связной речи. Средняя группа. / Автор-сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2009. – 96 с.

Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 72 с.

Ткаченко, Т. А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений. – М. : Издательство Книголюб, 2010. – 56 с.

Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1980. – 240 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы (6-7 лет) «ЗВУК И БУКВА К» Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна.

Рабочая программа для разновозрастной дошкольной группы к комплексной социально-реабилитационной программеРабочая программа для разновозрастной дошкольной группы к комплексной социально-реабилитационной программе Методическая разработка по рабочей программе в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г Ухты Республики Ком Рабочая программа.

Рабочая программа кружка по играм Воскобовича для средней группы 1. Пояснительная записка Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество» для детей 5–6 лет, старшая группа Составлена на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» Ушаковой О. С. М. : «ТЦ СФЕРА», 2014. составители: воспитатель.

Рабочая программа по развитию речи Рабочая программа по Развитию речи. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования.

Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования».Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования». Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования». МБДОУ №14 Смоленская область г. Ярцево.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рабочая программа учителя-логопеда по развитию звуковой стороны речи первоклассников ]Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает.

Занятия по развитию речи для подготовительной группы детского сада Занятие №1 План занятия: 1. Организационный момент • игра «Искорка» • пальчиковая гимнастика • представление команд и капитанов • приветствие.

Занятия по развитию речи для подготовительной группы «Путешествие в Парму» Цель: Активизировать и расширять знания детей о жителях северной тайги -Пармы, о сравнительных прилагательных. Социально-личностное развитие:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию речи «Говорун» — индивидуальные занятия для подготовительной группы
Опубликовано: 19 октября 2017 в 09:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД