Лучший педагог года

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Лариса Максимова
Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителялогопеда для детей с ОНР.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Мы разработали отдельно программу 1-го и 2-го года обучения, но в презентации эти две части объединили.

Несколько слов об актуальности:

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР» размещена в разделах

На сегодняшний день актуальна проблема интеграции коррекционной и общеразвивающей программ ДОУ в целях построения комплексной общеразвивающей среды, которая способствовала бы достижению целевых ориентиров дошкольников и соответствовала бы требованиям ФГОС Д О. Разработка нашей рабочей программы и является одним из вариантов решения данной проблемы.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

• Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

• Конвенцией ООН о правах ребенка;

• Декларацией прав ребенка;

• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

• Положением о логопедической группе ДОУ;

• Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 27», разработанной в коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ; а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии в соответствии с ФГОС.

Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

Методической основой для составления рабочей программы являются :

«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа ДО/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ под ред. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

«Коррекция нарушений речи у дошкольников». 1 часть. Организационные вопросы программно-методического обеспечения/ под ред. Л. С. Сековец

«Коррекция нарушений речи у дошкольников». 2 часть. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ/ под ред. Л. С. Сековец

В структуру программы входят три основных раздела:

• Целевой

• содержательный

• организационный

Остановимся подробно на каждом разделе.

Первая часть программы представлена целевым разделом, в который вошли: пояснительная записка, цель и задачи реализации программы, принципы, которых мы придерживались при разработке программы, целевые ориентиры и планируемые предметные результаты.

Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе. Другими словами - организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы он помог ребёнку с ОВЗ реализовать свой потенциал.

В соответствии с целью обозначились задачи реализации программы.

Данные задачи мы определяли, исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения, и в то же время старались, чтобы они соответствовали требованиям государственного стандарта.

Задачи реализации программы :

• Создать условия для реализациикоррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.

• Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

• Выявлять в ходе своевременной диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.

• Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП.

• Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми и разработать алгоритм взаимодействия специалистов учреждения, позволяющий осуществлять интеграцию образовательного процесса.

• Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

• Взаимодействие с социумом

• Формирование навыков учебной деятельности (подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты)

Далее мы прописали принципы, по которым будет строиться коррекционно – образовательная и воспитательная деятельность.

• Принцип развивающей направленности коррекционной работы

• Принцип единства диагностики и коррекции

• Деятельностный принцип

• Принцип комплексности методов психологического воздействия-

• Принцип интеграции коррекционной деятельности

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения

• Принцип активизации развития динамичности восприятия

• Продуктивность обработки информации

• Обеспечение мотивации к образовательной деятельности

• Концентрический подход к проектированию содержания коррекционно-развивающих занятий.

Следующий пункт целевого раздела - обобщённая характеристика речи детейс ОНР (6-го и 7-го года жизни) по следующим компонентам :

1. Понимание речи

2. Словарный запас

3. Грамматический строй речи

4. Связная речь

5. Звукопроизношение

6. Слоговая структура слова

7. Фонематическое восприятие

В последние годы у большинства детей отмечается осложнённый вариант ОНР, и поэтому мы сочли целесообразным отметить основные особенности и психического развития детей.

Основные особенности психического и речевого развития детей с ОНР :

Включив это определение в программу, мы уточнили, что кроме нарушения всех компонентов речи, недостаточной сформированности общей и мелкой моторики, здесь отмечена и незрелость психических процессов, наличие сопутствующих невротических проявлений, проявление синдрома двигательных расстройств,наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости и, как следствие, снижение умственной работоспособности и повышение психической истощаемости.

Поскольку коррекционная работа является структурным компонентом основной образовательной программы, то соответственно она должна быть направлена на формирование целевых ориентиров - личностно – психологических характеристик воспитанников, которые должны быть сформированы у них к концу дошкольного обучения.

Целевые ориентиры:

• Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты.

• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно–следственными связями, склоненнаблюдать, экспериментировать.

• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире

• Способенк принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Обладает чувством собственного достоинства.

• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения и управляет ими.

• Может следовать социальным поведения и правилам в разных видах деятельности, способен к волевым усилиям.

• Достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

То есть, коррекционная работа, в конечном итоге, направлена на формирование общей культуры личности ребёнка, развитие его социальных, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности, как предпосылок эффективной учебной деятельности в школе.

Далее мы включили в программу планируемые предметные результаты речевого развития детей на этапе завершения учебного года, так как без сформированности речевых компонентов, освоение целевых ориентиров детьми будет затруднительно.

Планируемые предметные результаты (1-й год обучения)

Дети научатся:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложнымипредложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• применять элементарные навыки пересказа;

• пользоваться навыками диалогической речи;

• применять навыки словообразования;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

• использовать в общении слова различных лексико-грамматических категорий;

• владеть элементами грамоты (навыками звукового анализа и синтеза).

Планируемые предметные результаты (2-й год обучения)

Дети научатся:

• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

• понимать и употреблять в речи простые и сложные предлоги;

• употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;

• владеть навыками словообразования и словоизменения;

• пересказывать рассказы составлять их;

• владеть навыками творческого высказывания;

• обладать навыками звуко-слогового анализа и синтеза, графомоторными навыками, первоначальными навыками письма и чтения.

Этим заканчивается первая часть целевого раздела. Следующая часть рабочей программы – содержательный раздел.

Он раскрывает содержание коррекционной, образовательной и воспитательной деятельности, особенности её организации и планирование.

В первый пункт мы выделили особенности организации коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности, чтобы ещё раз подчеркнуть её соответствие требованиям стандарта:

Организация образовательной деятельности составлена в соответствии с СанПин №2.4.1.3049 – 13 от 15 мая 2013 №26 и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г № 1155, г. Москва)

• Внедрение коррекционной деятельности в работу всех субъектов образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физкультуре, родителей);

• Интеграция коррекционной деятельности во все виды образовательных областей (социально-коммуникативное; речевое; познавательное; художественно-эстетическое и физическое развитие);

• Широкое использование на коррекционных занятиях игровой деятельности, создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

• Стимуляция двигательной активности в процессе коррекционной деятельности (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, самомассаж);

• Применение здоровьесберегающих технологий, формирующих представления детей о здоровом образе жизни, укрепляющих физическое и психическое здоровье;

• Вариативность форм и методов организации коррекционной деятельности;

• Ведущая форма общения – диалогическая – как способ развития речевой, познавательной активности, инициативности ребёнка;

• Создание предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её.

• Коммуникативная направленность коррекционного обучения, т. е. все усваиваемые элементы языковой системы должны включатся в непосредственное общение.

Следующим пунктом содержательного раздела является организация и планирование коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности.

Здесь прописаны формы, через которые она осуществляется – занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, виды занятий (по формированию лексико–грамматических средств языка и связной речи, по произношению, по подготовке к обучению грамоте – второй год обучения,их количество в неделю и за период, а также обозначена их продолжительность, в соответствии с периодами. А также – модель организации образовательного процесса, которая раскрывает степень образовательной нагрузки на каждого ребёнка в течение недели.

Содержание коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности

Здесь прописаны задачи коррекционной деятельности и отмечено, что вся коррекционно – образовательная деятельность осуществляется по периодам, каждый период имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. В то же время эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание коррекционно – образовательной деятельности на каждом из них подготавливает детей к изучению нового, более сложного материала.

В каждом периоде прописаны лексические темы, изучаемые в данном периоде, задачи коррекционно – развивающей работы по пониманию речи, по формированию словаря, грамматического строя речи, по формированию связной речи, фонетической стороны речи и произношения.

Более подробно содержание и планирование коррекционно – образовательной и воспитательной деятельности отражено в перспективном тематическом планировании (Приложение)

Следующий пункт нашей программы – это описание процедуры мониторинга.

Диагностика речевого развития детей проводится три раза в год (сентябрь, январь, май) с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Результаты заносятся в речевые карты, на их основе разрабатываются индивидуальные программы (при необходимости – маршруты, составляются таблицы речевого развития, где отмечается динамика развития каждого ребенка.

На ПМПк обсуждаются результаты диагностики, при необходимости выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты, составляются протоколы по выпуску детей из ДОУ по завершению дошкольного обучения.

Далее идет изложение материала, на котором проводится процедура обследования и критерии оценки (Приложение).

Следующий пункт – взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ

Цель взаимодействия – это создание единого коррекционного пространства.

Здесь отмечено, что каждый специалист наряду с базовыми, общеобразовательными задачами, решает и коррекционно - развивающие задачи на материале единых лексических тем (уточнение, расширение и активизация лексики воспитанников). А также прописаны формы и средства организации образовательной деятельности: дидактические игры, подвижные игры, игры на координацию речи с движениями, беседы, диалоги, наблюдения, экспериментальная деятельность и т. д. и на фоне всей деятельности – контроль над речью ребёнка.

Подробно взаимосвязь и взаимодействие всех участников коррекционно – образовательного процесса отражены в комплексном планировании коррекционной деятельности в ДОУ (Приложение).

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей группы мы обозначили отдельным пунктом, поскольку содержание нашего взаимодействия очень объёмное, подробное. Здесь в основном мы использовали рекомендации програмно – методического пособия под редакцией Л. С. Сековец.

Здесь прописаны задачи коррекционно – развивающей работы воспитателя группы с детьми, а также образовательные области, через которые они реализуются. А также основные задачи совместной коррекционной работы учителялогопеда и воспитателя:

- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка

- Формирование правильного звукопроизношения

- Подготовка к обучению грамоте

- Развитие навыка связной речи

А также функции учителя – логопеда и воспитателя.

Несмотря на то, что задачи общие, функции учителя – логопеда и воспитателя должны быть чётко определены и разграничены.

Следующим пунктом прописано взаимодействие учителя – логопеда с родителями воспитанников и формы, через которые это взаимодействие осуществляется и формы образовательной деятельности родителей с детьми, поскольку родители являются полноправными участниками коррекционно – образовательного процесса.

Формы образовательной деятельности родителе с детьми:

- выполнение рекомендаций учителя – логопеда

- контроль над речью ребенка

- игры и упражнения

Следующий раздел - организационный

Содержит режим пребывания детей группы компенсирующей направленности, расписание образовательной деятельности,

график работы учителя – логопеда,

программно – методическое обеспечение,

организация предметно – пространственной развивающей среды,

модель организации образовательного процесса,

материально – техническое обеспечение.

Практический материал, который не вошёл в программу, вынесен в приложения:

1. Речевая карта для детей с ОНР-3 уровень речевого развития Авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

2. Расписание коррекционо-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 1-й и 2-й год обучения

3. Перспективное тематическое планирование по формированию фонетической и произносительной стороны речи 1-й и 2-й год

4. Перспективное тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи 1-й и 2-й год обучения

5. Годовой план учителя-логопеда

6. Мониторинг

7. Оценка здоровья воспитанников группы. Сведения о семьях воспитанников.

8. Блок взаимодействия специалистов ДОУ

9. Компьютерные игры

В заключение нашего выступления хотелось бы сказать, что внедряя рабочую программу в коррекционно-образовательный процесс, мы надеемся, что она поможет детям с ОВЗ усвоить основную общеобразовательную программу Д О,

что необходимо для дальнейшего обучения в школе и успешной социализации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 6–7 лет «Школа Гнома-астронома» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №87» Совместная непосредственно образовательная.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 2) Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3) Центр сенсорного развития в кабинете логопеда 1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4) Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 5) Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми ФФНР, ОНР 3 уровня (подготовительная группа) Речевое развитие РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 6) Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?»,.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть первая) Содержание Пояснительная записка…. …. 3 Объём образовательной нагрузки….6 Перспективно-тематическое.

Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ ЦР ДС «Сказка» Т. Н, Колесникова.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности "Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 21:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД