МААМ-картинки

Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности

Ольга Матова
Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности

"Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет. "

Я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет, коррекционная работа нашей группы строится в соответствии с ФГОС ДО:

Публикация «Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

1) обеспечении коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказании им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоении детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Поэтому в своей работе мы с учителем логопедом используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, что положительно отражается на коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.

В своей работе мы выделили следующие направления :

- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

- развитие внимания, памяти, словесно- логического мышления;

- развитие у детей артикуляционной и мелкой моторики, тесно связанных с речевой функцией.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы построена с учё том ФГОС ДО: содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития неречевых процессов и т. д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Выполняются следующие виды упражнений :

-закрепление поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

-повторение стихотворений, рассказов;

-упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

-активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы;

-закрепление зрительного образа буквы (моделирование буквы в лепке, аппликации, рисовании, моделирование буквы с помощью себя, выкладывание буквы из счётных палочек, зрительный образ буквы в окружающих предметах).

Всё это фиксируется в специальной тетради. В графе учёта я отмечаю освоенность материала детьми, у кого и в связи с чем возникали трудности.

Одной из форм нашего взаимодействия является совместная подготовка и проведение родительских собраний, на которых мы показываем занятия с детьми, подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопедической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устранения речевых нарушений.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате сделали вывод о целесообразности внедрения в практику метода проектов как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

При разработке проекта мы совместно с учителем логопедом :

определяли тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;

намечали этапы и содержание работы;

в завершении анализировали результативность проекта и обсуждали дальнейшую перспективу.

Метод проектов мы используем на протяжении 2 лет. Мы реализовали проекты по темам :

«Овощная семейка»

«Все профессии нужны, все профессии важны»

«Книжное царство – мудрое государство»

«Кожлянская игрушка»,

«Морские обитатели»

«Добрый Дедушка Мороз»

«Эта удивительная посуда»

Выбор темы для проектов осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы, интересами и потребностями детей, а также в связи с недостаточными знаниями по какой-либо теме. Например, в ходе работы над темой «Посуда» выяснилось, что дети не знакомы с такими предметами как сито, кувшин, чугун, дуршлаг, скалка, противень, шумовка. Расширить знания о предметах посуды, а также познакомить детей с историей ее появления мы решили в рамках проекта «Эта удивительная посуда», определили цель, наметили образовательные области в рамках которых будет осуществляться работа над проектом.

Одной из форм нашего взаимодействия с логопедом в проекте «Эта удивительная посуда» стала экскурсия в «Русскую избу», где дети рассмотрели старинную посуду, узнали назначение чугуна, сита, выяснили значение слов кувшин, ухват. В повседневной работе я провела игру «Что лишнее» для закрепления полученных знаний по теме «Посуда» и обогатила словарь детей.

В проекте «Добрый Дедушка Мороз» перед нами стояла задача уточнения и расширения знаний детей о Новогоднем празднике, знакомство с историей появления рождественской елочки, совершенствование грамматического строя речи и развитие связной речи. Эти задачи я реализовывала в разных видах детской деятельности. Детям было предложено схематично изобразить ёлочку и закрасить её штриховкой для развития мелкой моторики детей. Во время работы мною проводилась автоматизация звука «л» в речи. Дети проговаривали слова елочка, иголки, лапа, придумывали к ним определения. В ходе Д. и. «Найди игрушку» дети закрепили дифференциацию предлогов «на», «под».

Широко использовались в проектной деятельности комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, для пальчиковой гимнастики мы использовали гимнастику Суджок, самомассаж, упражнения на развитие речевого дыхания, которые были включены в различные формы непосредственной организованной образовательной деятельности.

Результатом нашей работы стало письмо для детей в далёкую Африку. Дети смогли составить описательный рассказ, использовали разнообразные определения и употребляли распространенные предложения.

С целью развития координации движений, правильного речевого дыхания были подобраны логоритмические упражнения «Самовар», «Угостим чаем», «Елочка-красавица», которые использовались мною во время работы над проектами.

Идея проекта «Морские обитатели» возникла после поездки одной из девочек группы в океанариум. Она рассказала о своих впечатлениях детям и показала фотографии. После этого ребятам захотелось больше узнать о морских обитателях и мы решили продолжать поддерживать интерес детей к этой теме, расширить представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.

Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.

В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения, у детей обогатился предметный, глагольный словарь, и словарь признаков. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», «батискаф», «скафандр», что так же помогло их общению в ходе проекта.

У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на корабле и профессиях связанных с морем.

Итогом реализации проекта «Морские обитатели» было развлечение «Морское путешествие» и изготовление рыбок из теста для аквариума, организованы выставки детских работ.

В процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин посуды», «Встречаем гостей», «Детское кафе» осуществлялась активизация словаря детей и закрепление полученных знаний.

Мы сделали подборку дидактических игр по темам проекта, направленных на развитие речи и других психических процессов. Например, игра «Распредели предметы по вагонам», направленная на коррекцию слоговой структуры слова, «Сложи из геометрических фигур елочку», на развитие пространственного мышления и закрепление знания геометрических фигур», «Выложи по контуру» на развитие тонкой моторики.

Широко использовались в проектах и игры на формирование фонематического восприятия «Найди елочку для игрушки», «Распредели посуду по полочкам», «Найди посуду с заданным звуком», «Составь слово», «Найди первый звук».

Анализ результативности реализованных нами проектов позволяет сделать вывод, что использование этого метода в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Проектная технология дает возможность осуществлять интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность логопедической группы. Мониторинг развития детей показал, что педагогическая работа в данном направлении способствует положительной динамике в коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.

Таким образом, использование проектного метода в системе коррекционной работы с детьми с ОНР способствует успешному формированию личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.

2. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / – Тольятти: ТГУ, 2007.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.

Публикации по теме:

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при создание комфортной среды в обучении детей с ОВЗ в ОУ Педагог-психолог: Радостева Т. А. Учитель-логопед: Галкина Н. В. МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» г. Кудымкара (2016 г.) 1. Добрый день.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятияхВзаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях Педагог-психолог Мигунова Е. В. Учитель-логопед Красилова С. М. Современный образовательный процесс не возможен без взаимодействия специалистов.

Интегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 летИнтегрированная НОД учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет Интегрированная НОД учителя – логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с нарушениями речи.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ» ПРОГРАММА ПРОЕКТА Проблема Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ. Цель проекта Разработка.

Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, родителей и детей в подготовительной к школе группе Проектирование совместной деятельности педагогов, родителей и детей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР – это непростая.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей 2 слайд В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самые.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности с дошкольниками с ОНР Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) не может ограничиваться.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возрастаВзаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 21:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД