Папки-передвижки

Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)

Оксана Радионова
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ ЦР ДС

«Сказка»

Т. Н, Колесникова Приказ № ___

от «___» ___ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

2016 -2017 учебный год

(Срок реализации)

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)» размещена в разделах

Программа составлена с учётом программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Нищевой Н. В.

Автор программы : Радионова Оксана Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда (далее - Программа) разработана с целью организации коррекционной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет в МБДОУ «Сказка» (далее – Учреждение) в соответствии со статьёй 48 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г» №273 –Ф3.

Программа разработана в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами в системе образования:

-Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г № 273 –Ф3 «Об образовании в Российской федерации;

- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 Москва (с изм. от 04.04. 2014г) «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа является составным компонентом Адаптированной программы Учреждения и обеспечивает речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению «Развитие речи»

Программа разработана на основе «Программы коррекционн - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Н. В. Нищевой.

Парциальные программы

Типовыми программами коррекционно - логопедической работы являются разработанные авторским коллективом Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»

Цель: создание единого коррекционно – образовательного пространства ДОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников при взаимодействии и активном участии членов семьи ребёнка.

Задачи:

• провести логопедическое обследование детей группы;

• составить пакет индивидуальных коррекционно – развивающих планов работы;

• осуществлять реализацию коррекционно – развивающего процесса в группе;

• анализировать результативность логопедической работы на каждом этапе;

• выполнять методическую работу и самообразование.

Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи сформирована из детей, имеющих недоразвитие речи I-III уровней, с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, рассчитана на 2 года коррекционного обучения.

Цель программы

Цель данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общем недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию, взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников, устранение речевого дефекта и предупреждение возможных трудностей в усвоении чтения и письма, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи

- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- развитие навыков связной речи.

-формирование готовности к школьному обучению.

Характеристика группы.

Коллектив подготовительной группы (6 -7лет) сформирован в 2015 – 2016 учебном году.

Физическое развитие соответствует норме.

Количественный состав – 21 ребёнок

В настоящее время контингент группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по заключениям ПМПК от___ мая

составляют дети:

ОНР III уровень речевого развития – 18

Дизартрия – 5

Дислалия – 1

ФФН - 1

Таким образом, преимущественный состав воспитанников – дети с общим недоразвитием речи III уровень речевого развития.

Особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость

замен (в разных словах звук произносится по-разному, сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу,

нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении. В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с ереносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Часто дети излишне возбудимы, не реауют на замечания, и с трудом сосредотачиваются на выполнении задания.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к

отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных оераций, слабому овладению грамматикой. Для обесечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся сверстникам. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения

Содержание образовательной деятельности

Система фронтальных логопедических занятий

Группа Длительность занятий

(мин) Количество занятий по периодам

I период (сентябрь-ноябрь) II период

(декабрь-март) III период

(апрель-май)

Подготовительная

группа

30 - 35 1 - Ф

1 – ОГ

1 ГЛ 2 – ОГ

1 - ЛГ 2 – ОГ

1 -ЛГ

Ф - фронтальное фонетическое занятие

ЛГ – лексико – грамматическое занятие

ОГ – фронтальное занятие по обучению грамоте

Фронтальные занятия проводятся:

В старшей группе в I-- периоде 2 раза в неделю.

В подготовительной группе в - – периоде 3 раза в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю с каждым ребёнком по 15 минут.

Занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие

рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять

слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Планируемые результаты освоения Программы

Требования к уровню подготовки детей подготовительной группы :

o совершенствование произносительной стороны речи;

o совершенствование лексико- грамматической стороны речи;

o развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

o овладение элементарными навыками чтения и письма.

В итоге логопедической работы дети должны уметь :

- свободно составлять рассказы;

- владеть навыками творческого высказывания;

- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;

- понимать и использовать в самостоятельной речи лексико – грамматические категории слов;

- владеть навыками словообразования разных частей речи;

- овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи.

Должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

- фонематическое восприятие;

- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза

- графо – моторные навыки

- элементарные навыки письма и чтения.

Система мониторинга

Цель, задачи обследования детей

• определение речевых расстройств;

• постановка заключительного диагноза учителем – логопедом;

• выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учётом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

Диагностика помогает определить уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка.

Обследование проводится логопедом 3 раза в год.

Выделяют 3 уровня речевого развития:

- высокий

- средний

- низкий

Характеристика уровней

Низкий Средний Высокий

Не проявляет интерес к учебной деятельности;

речевой негативизм;

повышенная утомляемость;

плохая зрительная и слуховая память;

затруднения в обобщении и классификации;

системное нарушение речи;

представления об окружающем мире не сформированы Проявляет интерес к учебной деятельности;

иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях;

учебные навыки сформированы;

усидчив, распределяет внимание на протяжении всего занятия;

хорошая память, устойчивое внимание;

нерезко выраженное общее недоразвитие речи;

ограниченные речевые возможности из – за нарушения звукопроизношение. Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия;

активен на занятиях;

поведение организованное;

усидчив;

внимание устойчивое;

самостоятельно рассуждает, классифицирует,

делает обобщения и выводы;

речевые навыки сформированы;

речь соответствует речевой норме данного возраста

Разделы обследования речи

• звукопроизношение;

• словарный запас;

• грамматический строй;

• состояние связной речи;

• навыки чтения;

• исследование фонематических процессов

• исследование фонематических процессов (фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления)

Список литературы

1. Альбом для логопеда. О. Б. Иншакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДРС, 2003. – 280с. : ил.

2. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд, перераб. и доп., Фомичева М. Ф. - М. : Просвещение, 1980. – 240с.

3. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Фомичева М. Ф. - М. : Просвещение, 1989. – 239с.

4. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. Т. А. Ткаченко. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. – 112с.

5. Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т. А. - СПб., 199

6. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М, 1998. – 127с.

7. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. – 2-е изд, перераб. - М., 1990с.

8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: наглядно - методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004 – 72с.

9. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л] : пособие для логопедов. – СПб. : КАРО,2006. – 256с. + 32 с. цв. вкл.

10. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина – Москва, 1993. – 232с.

Публикации по теме:

Домашнее задание учителя-логопеда для родителей на тему «Моя семья» подготовительная группа .

Годовой отчет учителя-логопеда за 2015–2016 учебный год Годовой отчет учителя-логопеда Утемишевой Г. К. за 2015 -2016 учебный год. Логопедическая работа в течение года строилась в соответствии.

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 2) Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3) Центр сенсорного развития в кабинете логопеда 1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4) Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 5) Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми ФФНР, ОНР 3 уровня (подготовительная группа) Речевое развитие РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 6) Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?»,.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть первая) Содержание Пояснительная записка…. …. 3 Объём образовательной нагрузки….6 Перспективно-тематическое.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)
Опубликовано: 8 января 2017 в 07:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД