МААМ-картинки

Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет

Любовь Никитина
Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет

Пояснительная записка

Особенности нервно – психического развития детей 6 – 7 лет

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры: освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление, совершенствуются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Публикация «Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Продолжает активно развиваться внимание и речь, в том числе и связная, интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающей природе.

Вот почему так важно в этом возрасте приобщение ребенка к природе, которое способствует воспитанию у него многих положительных качеств личности, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Ведь экологияэто простор для детской деятельности: наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность.

В данной рабочей программе представлено описание системы работы по формированию элементарных экологических представлений у детей 5-6 лет, которая разработана в соответствии :

• с действующими ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

• на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №8 «Теремок» г. Рассказово «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Приказ №655 от 23.11 2009 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

• О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»- программа и методические рекомендации;

• Н. А. Рыжова «Наш дом-природа» - программа и методические рекомендации;

• С. Н. Николаева «Юный эколог» - программа и методические рекомендации;

• О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»;

• О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» информационно методические материалы, разработки занятий по разделу «Мир природы» - «Учитель» - 2007;

• Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - «Учитель» - 2002;

• Л. А. Уланова С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» - «Детство-Пресс» - 2010.

• Серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам» : «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа», «В деревне», «Времена года», - М. - Синтез, 2005.

• Серия «Мир в картинках» - «Арктика и Антарктида». «Высоко в горах». «Домашние птицы». «Животные – домашние питомцы». «Животные жарких стран». «Животные средней полосы». «Космос». «Морские обитатели». «Насекомые». «Овощи». «Рептилии и амфибии». «Собаки-друзья и помощники». «Фрукты». «Цветы». «Ягоды лесные». «Ягоды садовые». «Дикие животные». «Домашние птицы». «Зимующие птицы». «Перелётные птицы». «Деревья и листья». «Цветы садовые». «Цветы полевые». «Декоративные цветы». «Хищные звери и птицы».– Наглядно-дидактическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2005-2011.

Режим реализации программы

Общее кол-во образовательных ситуаций в год

Кол-во непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательных ситуаций Форма образовательного процесса

36 1

25-30 мин. Групповая

Программой предусмотрено проведение:

Диагностических занятий – 2

Практических - 34

Ведущая цель : Становление у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Основные задачи

• Расширить и уточнить представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса.

• Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений; знакомство со способами их вегетативного размножения; формирования умения устанавливать связи и между состоянием растения и условиями окружающей среды; знакомство с лекарственными растениями.

• Расширение и систематизация знаний о домашних, зимующих и перелётных птицах; домашних животных и обитателей уголка природы.

• Продолжение знакомства с дикими животными, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

• Расширение знаний о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся; знакомство с некоторыми формами защиты их от врагов.

• Расширение представлений о насекомых; знакомство с их образом жизни; умения различать их по внешнему виду; сравнивать по способу передвижения.

• Закрепление умения обобщать о временах года.

• Формирование представлений о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.

• наблюдение таких явлений как град, иней, туман, дождь, туман.

• формирование о том, что в природе всё взаимосвязано.

• Закрепление умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

• Подведение детей к пониманию, что жизнь человека зависит от окружающей среды.

• Закрепление умения правильно вести себя в природе.

Ожидаемые результаты

• Объяснять экологические зависимости : устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

• Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

• Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

• Делать элементарные выводы и умозаключения

• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных металлов и их использованием.

• Определять происхождение рукотворных предметов.

• Знать характеристики предметов, их свойства и качества.

• Иметь представление о родном крае, о Земле, о людях разных рас, о труде взрослых.

Межпредметные связи по разделам:

«Развитие речи» - развитие монологической речи, умение говорить ясно, понятно для окружающих, составлять рассказы, делать выводы и умозаключения.

«Художественное творчество» - рисование и конструирование из природного материала по впечатлениям о прочитанных литературных произведений, проведенных экскурсий и прогулок.

«Чтение художественной литературы»- развитие умения внимательно слушать сказки, рассказы; запоминать стихи, считалки, скороговорки, загадки.

«Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

«Физическое развитие» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; представлений о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде; формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Игровая деятельность» - закрепление умений на основе знаний полученных при восприятии окружающего мира, воспитание творческой самостоятельности; приобщение к элементарным обще принятым нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Трудовая деятельность» - развитие трудовых умений и навыков, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы и на участке детского сада.

«Музыкальное развитие» - развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству.

Методы и формы работы

• Тематические и интегрированные занятия;

• наблюдения и целевые экскурсии;

• прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы;

• опытническая деятельность;

• беседы, чтение худ. литературы и использование русского-народного фольклора;

• просмотр видиофильмов, пейзажей и иллюстраций знаменитых художников;

• прослушивание музыкальных аудио записей;

• различные виды игр;

• трудовая и продуктивная деятельность;

• тематические выставки детских работ;

экологические праздники, театрализованные представления, физкультурные разминки.

Тематический план

Темы развивающих образовательных ситуаций Объём образовательной нагрузки (кол-во в часах)

Живая природа

Животные 11

Растения 5

Неживая природа

Воздух, вода, почва, солнце 3

Времена года (сезоны)

Лето, осень, зима, весна 6

Валеология

Строение человека, его органы, охрана здоровья 4

Человек и природа 5

Итого 34

Примерное перспективно – тематическое планирование непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений см. в приложении №1).

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить

степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса на его развитие.

В процессе проведения диагностики используются следующие методы и приё мы: рассматривание таблиц, разных картинок и иллюстраций о природе, беседы, дидактические игры, задания, головоломки и ребусы.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: середина сентября.

Итоговая диагностика: середина апреля.

(Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала см. в приложении №2).

Литература

Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан Пин 2.4.1.2660-10.

И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» : Методическое пособие - Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» : Методическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2009-2010.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - мм. 1991.

А. Брем «Жизнь животных» - М. 2004.

В. Дрязгунова «Дид. игры для ознакомления детей с растениями»- М. 1981.

А. Т. Зверев «Экологические игры» - М. 2001.

М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду» - М. 1989.

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М. 2011.

С. Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе»- М. 1993.

П. П. Саморукова «Как знакомить детей с миром природы» - М. 1978.

С. Е. Шимаева «Четыре времени года» – Воронеж 1990.

Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх»- М. 1993.

Н. А. Рыжова «Я и природа» - М. 1996.

А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» - М. 1990.

Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - М. 1996.

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Родительское собрание «Возвращение в детство» (подготовительная группа) Конспект родительского собрания на тему: «Возвращение в детство» Подготовительная группа. Время проведения: февраль. Форма проведения: игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 11:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД