Лучший педагог года

Рабочая программа учителя-логопеда

Оксана Стрижевская
Рабочая программа учителя-логопеда

Пояснительная записка

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Поэтому актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу, заботиться о своевременном предупреждении и исправлении различных речевых нарушений, о формировании основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи; проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии. Именно этим продиктована необходимость работы учителей-логопедов в образовательных учреждениях.

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда» размещена в разделах

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направлена на создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Рабочая программа по коррекции речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием разработана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)» Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной (1993, рекомендованной управлением специального образования министерства общего и профессионального образования РФ.

Программа коррекционной работы направлена на создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель программы : обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи программы :

– выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

– определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

– реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам».

Направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское)

Механизм реализации программы :

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения по системному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума.

В рамках работы психолого-педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

дифференцированные условия: количество учебных часов рабочей программы зависит от речевого диагноза, возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития ребенка и составляет от 2 – 3 месяцев до 1,5 – 2 лет.

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа с детьми проводится индивидуально (2-3 раза в неделю) и в подгруппах, сформированных по признаку однотипности нарушений звукопроизношения и уровню развития лексико-грамматического строя речи (1 раз в неделю).

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики коррекции речи. Продолжительность занятий определяется работоспособностью детей и не превышает 20-25 мин. в соответствии с требованиями СанПиН.

психолого-педагогические условия: коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

- разрабатываются и реализуются педагогические технологии (диагностико-информационные, обучающе-образовательные, коррекционные);

- объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья;

- интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

специализированные условия:

Коррекционные занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, оснащенным необходимым оборудованием, методической литературой, компьютером, предусмотренным для логопедических кабинетов.

здоровьесберегающие условия: в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления: в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления воспитанников: функционирует медицинский кабинет, проводится ежегодная вакцинация, витаминизация.

участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками принимают участие в проведении всех календарных праздников, посещают различные кружки.

Программно-методическое обеспечение

Содержание рабочей программы включает разделы, предусмотренные Программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)» Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной: «Постановка звукопроизношения детей», «Закрепление лексико-грамматических категорий», «Развитие связной речи». Данные разделы реализуются в ходе трёх последовательных периодов, каждый из которых имеет характерные цели и задачи. Из рабочей программы исключен раздел «Подготовка к звуковому анализу и синтезу и обучение грамоте» в связи с тем, что данный раздел реализуется в ходе непосредственно образовательной деятельности при освоении детьми образовательной области «Речевое развитие».

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

• Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993.

• Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. М, Школьная пресса, 2002.

• В. И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. М, Владос, 1999.

• В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений (пособие «Домашняя тетрадь» (№ 1 – 8) М, Гном и Д, 2009.

• В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., Гном-Пресс, 1998.

• Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста, М. Просвещение, 1990.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

В результате реализации коррекционной программы будут определены особые образовательные потребности каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; будет выстроена система индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Для определения результативности коррекционно-развивающей программы будет учтено следующее:

• наличие условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

• степень участия детей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятиях группы и учреждения (количество детей посещающих различные кружки, секции, участвующих в фестивалях, конкурсах, олимпиадах и т. д. ;

• качество обучения (результаты мониторинга качества знаний, диагностики и результатов по итогам ПМПК).

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

• динамики развития детей с ФФН;

• эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной работы;

• перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Форма вводного контроля – устная (заполнение речевой карты) - 1 раз в год. Форма текущего контроля – устная (собеседование) - постоянно.

Итоговый контроль эффективности коррекционной работы определяется по итогам обследования детей на заседаниях в городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Требования к уровню подготовки детей 6-7 лет

В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться :

• Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях.

• Четко дифференцировать все звуки.

• Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

• Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными, причины и следствия, однородными членами предложения

• Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Публикации по теме:

Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия как средство профилактики дисграфии у детей Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Явление.

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда
Опубликовано: 26 сентября 2014 в 16:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД