МААМ-картинки

Работа дефектолога с аутостимуляциями

Дина Шрейдер
Работа дефектолога с аутостимуляциями

Предлагаю рассмотреть, что такое аутостимулирующее поведение, каковы его причины и как с ними работать.

Аутостимуляция это когда ребёнок с помощью собственного тела или окружающих предметов совершает повторяющиеся действия, которые направлены на получение сенсорных ощущений. Считается, что отвлекает внимание от воздействия стресса и позволяет справиться с эмоциональным напряжением.

Но так ли это?

Публикация «Работа дефектолога с аутостимуляциями» размещена в разделах

Наиболее часто встречающиеся аутостимуляции - скрип зубами, сосание языка или облизывание губ, облизывание, обнюхивание предметов, монотонное «гудение» и другие однотипные вокализации неречевого типа, удары по голове либо удары лбом о различные предметы, потряхивание руками (в том числе "крылышки", раскачивание из стороны в сторону, кружение вокруг своей оси, повторяющиеся нажимы на промежность. Отдельно выделим специфические зрительные интересы: наблюдение за отблесками света и тенями, отслеживание движущихся предметов (чаще – вертящихся частей игрушек, таких как колеса игрушечных машинок, движений своих рук, пальцев). Реже самостимуляции могут доходить до самоповреждения.

О причинах и цели.

Родители нередко не придают большого значения такому поведению своих детей. Лишь немногим взрослым оно не нравится, но как повлиять на ситуацию, они не знают. Широко распространенное даже в среде специалистов мнение, что ребёнок «перерастет, ничего страшного», не имеет научных подтверждений. Наоборот, практика показывает, что привычки не отпадают сами собой, а закрепляются, с возрастом становясь основой стереотипного поведения, когда ребёнок чувствует потребность усиливать сенсорное воздействие, так как из-за привыкания он уже не получает прежних ощущений. В результате, все чаще сосредотачиваясь на аутостимуляции, ребенок отдаляется от контактов с реальным миром, становится менее восприимчивым к новой информации. Постепенно жестко закрепляются интересы, когда выбираются одни и те же действия, а другие категорически отвергаются. По сути, ребенок фиксирует линию поведения, где знакомое всегда в приоритете, а новое всегда энергозатратно и невыносимо сложно, а потому отвергается.

Аутостимуляция может быть антистрессом? Да. Любая нагрузка и её избыток способны вогнать ребёнка в стрессовое состояние. А его последствия хочется сбросить.

Аутостимуляция - следствие сенсорного дефицита? Да.

Самостимулируясь, ребёнок сосредотачивается на получении очень простого, приятного, желаемого ощущения, пока стимулы не сольются в постоянно принимаемый сигнал. Плохо, что такие стимуляции не приносят ожидаемого удовлетворения, и сама проблема никуда не девается.

Аутостимуляция – причина плохого переключения с одной деятельности на другую? Да.

В новых условиях, когда ребенку надо тратить силы на адаптацию, а также при плохом самочувствии, при чрезмерности или в отсутствие организующей нагрузки, то есть, в стрессовой ситуации, ребёнок ищет способ справиться с возникшим напряжением, физическим или психологическим, и стимится.

Получается, основная цель любой аутостимуляции – привести себя в тонус и одновременно сбросить напряжение, возникшее от новых условий, непонятных обстоятельств, от требований. При этом стимы не помогают ребёнку приободриться и сосредоточиться на деятельности, как можно было бы ожидать, вовсе нет. Он «залипает» на получаемых ощущениях и адекватного переключения не происходит. Больше того, фиксация на самостимуляциях приводит к тому, что привычка прилагать усилия для достижения цели не формируется, вместо неё ребёнок привыкает к простым действиям, в основе которых – получение разрядки или тонизации через тело. Ребёнок "подсаживается" на эти ощущения. Это причиняет ущерб активной деятельности и коммуникации с окружающими, хотя для многих взрослых это и не очевидно.

Что же делать с аутостимуляциями?

Надо помочь ребенку сориентироваться в окружающей обстановке, чтобы он мог стать активным участником событий. Если событий почти нет, нужно их организовать. Причем его важно не только переключить, но и буквально растормошить ребёнка, чтобы он сохранил энергию движения хотя бы на некоторое время. Поиграл пару минут, уже хорошо!

Как преодолевать аутостимуляцию?

Прежде всего развивать телесную чувствительность, активно используя игры с тактильным контактом. Самые простые, вроде "По кочкам, по кочкам", "Догоню-догоню" с подхватыванием и кружением, тугое заматывание в плед и разматывание с выбросом на кровать, "Идёт коза рогатая" с щекотанием, катание на ткани, барахтанье и высыпание на голову наполнителя из сенсорной коробки и прочие. Перенося акцент с собственно ощущений на ощущения, полученные от взрослого, от игры с ним. С этих игр начинать работу, ими вознаграждать, с ними делать перерывы. Тем самым мы даём возможность ребёнку получать массу разнообразных сенсорных впечатлений, и стимулируем развитие отношений с людьми. Задача - вызвать у ребё нка отклик: ответный взгляд, эмоциональную реакцию, словесный отклик, особенно если обычно ребенок привык пропускать ваши слова мимо ушей. Положительным результатом тактильных игр следует считать реакцию ребенка от согласия изменить привычную позу до желания с полной отдачей включиться в предложенную деятельность. Наша задача не раздразнить ребенка, а простимулировать его на совершение конкретных действий и приобретение нового опыта. Стимулировать стремление показывать или сообщать о желании или нежелании продолжить игру.

Еще один способ коррекции аутостимулирующего поведения – ежедневная посильная нагрузка дома. Обычная бытовая деятельность – уборка, стирка, разгрузка пакетов, приготовление еды, мытьё посуды, уход за обувью. Все эти простые действия, помимо бытовых навыков, помогают решить много задач.

И ещё, по возможности, не оставлять без внимания самостимуляции, стараясь заменить их на подходящую случаю деятельность, игру.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Автор публикации:
Работа дефектолога с аутостимуляциями
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 12:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД