Папки-передвижки

«Радость творчества». Дополнительная общеразвивающая программа для старших дошкольников

Наталья Логинова
«Радость творчества». Дополнительная общеразвивающая программа для старших дошкольников

МБДОУ «Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

Радость творчества

дополнительная общеразвивающая программа

для старших дошкольников

Составитель Наталья Дмитриевна Логинова, воспитатель.

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными требованиями и задачами ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов воспитанников и родителей.

Публикация «„Радость творчества“, Дополнительная общеразвивающая программа для старших дошкольников» размещена в разделах

Программа направлена на развитие художественно - эстетического развития. Тематика занятий охватывает все виды изобразительной деятельности: рисование, лепку и аппликацию, а также конструирование. Содержание занятий учитывает возрастные особенности детей, а также опыт, полученный детьми ранее. Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные работы (коллаж, панно).

Программа адресована, воспитателям детских садов.

Содержание:

Пояснительная записка…. 4

Календарно-тематический план…. 10

Содержание программы…. 12

Планируемые результаты освоения программы…. 16

Условия реализации программы. …. 19

Список литературы…. 23

Приложение…. 24

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Радость творчества» реализуется в части формируемой участниками образовательных отношений. Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами ДО. Направление программы – художественно – эстетическое. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей детей.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости.

Главная отличительная особенность программы заключается в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. Особенностью календарно - тематического плана является распределение теоретических и практических занятий. В рамках данной программы предусмотрено активное участие обучающихся в образовательную деятельность.

Актуальность

Актуальность заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно-прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Радость творчества» заключается в использование литературного, музыкального и игрового материала, для создания доступных, интересных, содержательных и познавательных занятий, в ходе которых дети создают новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его реализации. В программе предусмотрено использование различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных, для выразительной передачи образов.

Нормативно-правовая база программы :

•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от17октября 2013 №1155

• Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;

•Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

Цель программы : развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста.

Задачи программы :

- расширять представления детей об искусстве в целом и отдельных его видах;

- формировать у детей навыки и умения творческой изобразительной деятельности;

- развивать художественное восприятие, познавательную активность;

- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру пробуждая способность наслаждаться многообразием и изяществом его форм, красок, звуков.

Программа состоит из разделов, которые охватывают содержание основных сфер творческой деятельности и календарно-тематического плана к данной программе.

Программа рассчитана на 1 год обучения, по 1 занятию в неделю, длительность совместной деятельности с детьми составляет 30 минут. Возраст детей 6-7 лет.

Эффективность данной программы заключается в смене художественных видов деятельности, технологий, материалов и техник, и постепенном усложнении поставленных задач по каждому виду изобразительной деятельности.

Программа показывает, как с учетом конкретных условий нашей ДО, образовательных потребностей воспитанников нашей группы и особенностей их развития мы создаем индивидуальную педагогическую модель художественно-эстетического образования детей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В основе образовательной деятельности лежат следующие педагогические принципы:

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок (от простого к сложному).

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей.

Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.

Принцип коллективно-индивидуального взаимодействия заключается в реализации способностей каждого ребенка, через коллективные формы обучения, которые служат для возможности самовыражения в рамках решения общей, коллективной задачи.

Принцип наглядности - сознательное овладение знаниями у дошкольников возможно лишь в том случае, если у них имеется определенный чувственно – практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений.

Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательной деятельности только во взаимосвязи.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

- эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа);

Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности, и ее содержанием.

Тематика занятий охватывает следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора.

Содержание занятий учитывает возрастные особенности детей, а также опыт, полученный детьми ранее.

Формы организации деятельности детей на занятиях беседы, дидактические игры, художественно-творческая деятельность, работа с книгой, разнообразным изобразительным материалом, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, выставки, коллажи и др.

В данной программе, учитывая возрастные и физиологические особенности развития дошкольников, большое место отводится практической деятельности.

Во время педагогической деятельности соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Требование к педагогу, реализующему программу :

- использование приема транслирования информации;

- отбор тематического содержания;

- главный герой – ребенок;

- на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

- взрослый не только рассказывает, но и создает условия для творческой активности детей;

-в качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Ожидаемые результаты освоения программы :

- формирование у детей практических навыков работы с материалами и инструментами;

- формирование интереса к продуктивным видам деятельности, удовлетворение потребностей детей в творчестве;

- овладение детьми определенными умениями, навыками в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования, выявление и осознание ребенком своих способностей;

- эстетическое отношение детей к окружающему миру;

Система мониторинга

В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга.

Первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь 7дней. Итоговая диагностика - май -7 дней.

По результатам мониторинга выявляется уровень сформированности художественно – эстетического развития детей, овладение детьми определенными умениями, навыками в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования.

Календарно – тематическое планирование

№ Содержание Месяц Теор. Практ.

1 Раздел. Нетрадиционное рисование Сентябрь

1

2

3

Мониторинг (1 неделя)

Ветка рябины

Осеннее дерево

Коллективная работа «Птица в ветвях»

-

-

-

1

1

1

2 Раздел. Работа с бумагой Октябрь

1

2

3

4 Объемная груша на салфетке

Синичка из гофрированной бумаги

Ежик

Рыбка-гармошка 1

1

1

1

3 Раздел. Аппликация. Природный материал. Ноябрь

1

2

3

4 Муравейник

Ломтик арбуза

Цветы из семян

Роза маме на праздник -

-

-

- 1

1

1

1

4 Раздел. Новый год Декабрь

1

2

3

4 Дерево в инеи

Домик снегурочки в лесу Снегурочка

Новогодняя елка -

-

-

- 1

1

1

1

5 Раздел. Человек

Январь

1

2

3

4

Девочка в зимней шубке

Портрет моего друга

Мама ведет меня в детский сад

Мальчик и девочка играют в мяч -

-

-

-

1

1

1

1

6 Раздел. Животные Февраль

1

2

3

4 Дымковская курочка

Роспись курочки

Козлик

Роспись козлика -

-

-

- 1

1

1

1

7 Раздел. Весна Март

1

2

3

4 Тюльпаны к 8 Марта

Портрет мамы

На реке тронулся лед

Божья коровка -

-

-

- 1

1

1

1

8 Раздел. Объемное моделирование Апрель

1

2

3

4 Веточка вербы

Веселая прищепка

Бабочка на цветке

Дружные утята -

-

-

- 1

1

1

1

9 Раздел. Лепка Май

1

2

3

Курочка-подставка для пасхального яичка

Раскрашивание подставки

Любимое животное

Мониторинг (4 неделя) -

-

-

-

1

1

1

1

Итого: 34 0 34

Содержание программы

Сентябрь

Тема 1. «Ветка рябины»

- Рассматривание рябины,

- Рисование акварелью с натуры.

Тема 2. «Осеннее дерево»

- Рисование окрашенным клейстером.

Тема 3. «Коллективная работа Птица в ветвях»

- Рисование дерева,

- Рисование ладошками птиц.

Октябрь

Тема 1. «Объемная груша на салфетке»

- Беседа о дарах осени,

- Складывание гармошек из бумаги.

Тема 2. «Синичка из гофрированной бумаги»

- Беседа о синицах.

- Изготовление поделки из полосок гофрированной бумаги.

Тема 3. «Ежик»

- Беседа о ежах,

- Изготовление поделки из бумажной гармошки.

Тема 4. «Рыбка-гармошка»

- Беседа о рыбках,

- Изготовление поделки из бумаги.

Ноябрь

Тема 1. «Муравейник»

- Беседа о муравейниках,

- Изготовление поделки из бумаги и природного материала.

Тема 2. «Ломтик арбуза»

- Беседа о лакомстве,

- Рисование дольки арбуза, декорирование семенами.

Тема 3. «Цветы из семян»

- Рассматривание круп и семян,

- Составление композиции.

Тема 4. «Роза маме на праздник»

- Беседа о Дне матери,

- Изготовление поделки из шишек.

Декабрь

Тема 1. «Дерево в инии»

- Беседа о морозе,

- Рисование дерева, декорирование сахаром.

Тема 2. «Домик снегурочки в лесу»

- Изготовление аппликации из гофрированной бумаги,

- Декорирование Новогодней открытки.

Тема 3. «Снегурочка»

- Чтение стихотворения о Снегурочке,

- Изготовление поделки, украшение крупой.

Тема 4. «Новогодняя елка»

- Беседа о празднике,

- Рисование елочки.

Январь

Тема 1. «Девочка в зимней шубке»

- Беседа о зимней одежде,

- Рисование фигуры человека в зимней одежде.

Тема 2. «Портрет моего друга»

- Беседа о друзьях,

- Рисование лица человека.

Тема 3. «Мама ведет меня в детский сад»

- Беседа об утренней дороге в детский сад.

- Лепка фигуры человека в движении и взаимодействии.

Тема 4. «Мальчик и девочка играют в мяч»

- Беседа о друзьях,

- Рисование фигуры человека в движении и взаимодействии.

Февраль

Тема 1. «Дымковская курочка»

- Беседа о Дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций.

- Лепка из глины дымковской курочки.

Тема 2. «Роспись курочки»

- Прослушивание народной плясовой мелодии,

- Роспись изделия.

Тема 3. «Козлик»

- Беседа о Дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций.

- Лепка из глины дымковского козлика.

Тема 4. «Роспись козлика»

- Прослушивание народной плясовой мелодии,

- Роспись изделия.

Март

Тема 1. «Тюльпаны к 8 Марта»

- Беседа о празднике,

- Изготовление открытки.

Тема 2. «Портрет мамы»

- Беседа о маме,

- Рисование акварелью лица человека.

Тема 3.. «На реке тронулся лед»

- Беседа о весеннем ледоходе,

- Рисование акварелью пейзажа.

Тема 4. «Божья коровка»

- Беседа о насекомых,

- Изготовление открытки.

Апрель

Тема 1. «Веточка вербы»

- Беседа о празднике «Вербное воскресение»

- Изготовление поделки из природного и бросового материала.

Тема 2. «Веселая прищепка»

- Беседа о прищепках,

- Изготовление поделки из прищепок и картона.

Тема 3. «Бабочка на цветке»

- Подвижная игра: «Бабочки»

- Изготовление открытки из бумаги.

Тема 4. «Цыпленок»

- Прослушивание детского муз. произведения,

- Изготовление открытки из бумаги и сосновой хвои.

Май

Тема 1. «Курочка-подставка для пасхального яичка»

- Беседа о празднике Пасхи,

- Лепка подставки.

Тема 2. «Раскрашивание подставки»

- Прослушивание детского муз. произведения,

- Роспись изделия.

Тема 3. «Любимое животное»

- Беседа о любимых животных,

- Лепка из глины.

Диагностический инструментарий

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование - умеет изображать предметы по памяти и с натуры, замечает характерные особенности предметов и передает их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги)

- использует в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка и др.)

- свободно владеет карандашом при выполнении линейного рисунка, в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально)

- умеет осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.

- чувствует плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш

- умеет наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.)

- умеет строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра; передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявляет самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения

- умеет создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, гжельская, хохломская, Жостовская, мезенская роспись и др.)

Лепка - умеет передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой

- умеет создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, передавая характерные движения человека и животных.

- использует разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф, применяет стеку для создания узора

- создает из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции

Аппликация - умеет создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов

- составляет узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;

- умеет изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства

- владеет приемами вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой; разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); мозаичного способа изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки

Конструирование - видит конструкцию объекта и анализирует ее основные части, их функциональное назначение;

- создает различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесным инструкциям воспитателя, по собственному замыслу;

- создает конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.)

- сооружает различные конструкции одного итого же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта) разбирает конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах)

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

Условия реализации программы

Сентябрь

Тема 1. «Ветка рябины»

- образец, ветка рябины, акварель, бумага, кисти, стаканы с водой.

Тема 2. «Осеннее дерево»

- образец, бумага, окрашенный клейстер, бумага, кисти, стаканы с водой.

Тема 3. «Коллективная работа Птица в ветвях»

- образец, гуашь, бумага, кисти, стаканы с водой.

Октябрь

Тема 1. «Объемная груша на салфетке»

- образец, салфетки, цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 2. «Синичка из гофрированной бумаги»

- образец, гофрированная бумага, ножницы, клей.

Тема 3. «Ежик»

- образец, цветная бумага, ножницы, клей.

Тема 4. «Рыбка-гармошка»

- образец, цветная бумага, ножницы, нитки, клей.

Ноябрь

Тема 1. «Муравейник»

- образец, картон, цветная бумага, смесь измельченных трав и круп, ножницы, клей.

Тема 2. «Ломтик арбуза»

- образец, картон, семена арбуза, клей.

Тема 3. «Цветы из семян»

- цветная бумага, семена растений, ножницы, клей.

Тема 4. «Роза маме на праздник»

- шишки, деревянные палочки, гуашь, кисти, стаканы с водой.

Декабрь

Тема 1. «Дерево в инеи»

- картон, гуашь, клей, стаканы с водой, кисти, сахар.

Тема 2. «Домик снегурочки в лесу»

- картон, цветная бумага, клей.

Тема 3. «Снегурочка»

- картон, цветная бумага, клей, крупа.

Тема 4. «Новогодняя елка»

- акварель, бумага, кисти, стаканы с водой.

Январь

Тема 1. «Девочка в зимней шубке»

- акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.

Тема 2. «Портрет моего друга»

- акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.

Тема 3. «Мама ведет меня в детский сад»

- пластилин, клеенки, салфетки.

Тема 4. «Мальчик и девочка играют в мяч»

- акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.

Февраль

Тема 1. «Дымковская курочка»

- глина, клеенки, салфетки.

Тема 2. «Роспись курочки»

- гуашь, стаканы с водой, кисти.

Тема 3. «Козлик»

- глина, клеенки, салфетки.

Тема 4. «Роспись козлика»

- гуашь, стаканы с водой, кисти.

Март

Тема 1. «Тюльпаны к 8 Марта»

- цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы.

Тема 2. «Портрет мамы»

- простой карандаш, акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.

Тема 3. «На реке тронулся лед»

- простой карандаш, акварель, бумага, стаканы с водой, кисти.

Тема 4. «Божья коровка»

- картон, цветная бумага, клей.

Апрель

Тема 1. «Веточка вербы»

- природный материал, вата, гуашь, стаканы с водой, кисти.

Тема 2. «Веселая прищепка»

- прищепки, цветная бумага, клей, ножницы.

Тема 3. «Бабочка на цветке»

- цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы.

Тема 4. «Дружные утята»

- цветная бумага, клей, цветной картон, ножницы.

Май

Тема 1. «Курочка-подставка для пасхального яичка»

- глина, клеенки, салфетки, тарелки-формы.

Тема 2. «Раскрашивание подставки»

- гуашь, стаканы с водой, кисти.

Тема 3. «Любимое животное»

- Беседа о любимых животных,

- Лепка из глины.

Организационно-методическое обеспечение:

кабинет, столы и стулья, для проведения занятий;

наличие специальной литературы по художественному творчеству.

наглядные пособия; плакаты («Дымковская игрушка», «Хохлома»)

дидактический материал

аудио- видео средства

фотоаппарат.

материалы и инструменты для изготовления поделок;

Развивающая предметно-пространственная среда:

Центры изобразительной деятельности в группе, включающий в себя необходимый материал: акварель, гуашь, палитра, кисточки, салфетки, пластилин, картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Формы проведения итогов реализации программы :

- организация ежемесячных тематических выставок детских работ для родителей;

- участие детей в конкурсах и выставках разного уровня в течение года;

- оформление работами детей интерьера детского сада;

- творческий отчет педагога

Список литературы:

1. Блинов, Г. Чудо-кони, чудо-птицы[Текст] / Г. Блинов // М. : «Детская литература», 1977.

2. Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека[Текст] / Н. А. Горяева// М. : «Просвещение», 2008.

3. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова// пособие для воспитателей М: «Просвещение», 2000.

4. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома[Текст] / Л. В. Куцакова //изд. «Мозаика-синтез», 2002.

5. Лыкова, И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования [Текст] / И. А. Лыкова// Справочное пособие «Творческий центр СФЕРА», Москва 2011.

6. Скорлупова, О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст] / О. А Скорлупова// М. : «Просвещение», 2005.

7. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду[Текст] / Г. С. Швайко // Программа, конспекты, «Владос»,2002.

8. Шайдурова,Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности [Текст] / Н. В. Шайдурова // «Творческий центр СФЕРА», Москва 2008.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновый художник» для дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 91» Дополнительная общеразвивающая программа для детей.

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса апликации» Пояснительная записка. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего.

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» на 2015-2016 учебный год для детей 2-4 лет по образовательной.

Дополнительная общеразвивающая программа по модулю «Торцевание» ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку.

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению компьютерной грамоте для дошкольников 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Аленка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Радость творчества». Дополнительная общеразвивающая программа для старших дошкольников
Опубликовано: 11 мая 2019 в 13:27
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД