Методика солевого закаливания

Cветлана Галузо
Методика солевого закаливания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад № 27.

Тема: Методика солевого закаливания.

Подготовила воспитатель: Галузо С. Р.

Методика солевого закаливания.

Метод показан всем детям дошкольного возраста.

Техника закаливания

Проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок

ходит или топчется босиком по хлопчатобумажной ткани, смоченной в 10 % растворе соли комнатной температуры в течение двух минут. Затем по ребристой доске или по дорожке нашитыми разнокалиберными пуговицами или по сухому коврику. Вся процедура длится не более трех минут. Лучше сочетать с физическими упражнениями для рук, ног и туловища.

Потешка

Мы играли, наши ноженьки устали,

А сейчас мы отдохнем и по ручейку пойдем,

Рядом, рядом друг за другом,

Мы плывем как ручеек.

Ручеек бежит играет, наши ножки закаляет.

На колючей на дорожке,

Пусть попляшут наши ножки.

По дорожке мы пойдем,

Рукавичку мы найдем.

Ручки, грудку разотрем,

Ножки, спинку разотрем,

А водичка не простая,

А водичка солевая.

Закаливание

Закаливание- это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли др. не вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.

Следует знать, что закаливающие процедуры приносят пользу лишь в том случае, если они проводятся систематически, то есть в одно и то же время регулярно.

Рассмотрим принципы закаливания, которые мы проводим.

1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий.

При закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.

2. Систематичность закаливания- это регулярное повторение закаливающих воздействий. Следует помнить, что закалить ребенка на продолжительное время, навсегда, невозможно, какие бы усилия к этому не прилагались.

3. Учет индивидуальных,возрастных особенностей организма ребенка – состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы,чувствительности к действиям закаливающих агентов.

4. Наличие обязательной эмоционально положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.

5. Многофакторность закаливания- использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания).

6. Сочетать общих и местных охлаждений. При обливании стоп тело остается незакаленным и, наоборот, процедуры (обливание до пояса) не обеспечивают устойчивости стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области тела (стопы, носоглотка, поясница).

Основные факторы закаливания детей раннего возраста.

Закаливание детей воздухом

Закаливание детей в детском саду осуществляется, прежде всего, путем создания гигиенических условий их жизни, обеспечивая чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание одностороннее или сквозное, а также температура воздуха 22-20 градусов.

Малышей постепенно приучаем находится в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводим в отсутствии детей, допуская снижение температуры в групповых до 16 градусов, и прекращаем его за 20-30 минут до их возвращения. При любом виде закаливания воздухом очень важно правильно одевать детей - соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка можно лишь при сильном, пронизывающем ветре или проливном дожде. При этом нужно помнить: для закаливания необходимо правильно одеть малыша.

Закаливание водой

Для детей первого года жизни местными водными закаливающими прцедурами являются умывание, подмывание, общими –гигиенические ванны.

Для местных ванн начальная температура 28 градусов. Через каждые 1-3 дня температура снижается на 1-2 градуса, достигая 22-20 градусов. После умывания детей вытирают сухим полотенцем.

Кроме того, уже с 2-3 месяцев можно проводить общее влажное обтирание. Для этого вначале чистой сухой фланелью растирают руки, ноги, тело малыша до появления легкой красноты.

После 2-х недель сухого обтирания переходят к влажным, температура такая же, как и при обливании. Отирают руки, ноги, от пальцев к стопе и от стопы к пальцам. Затем – грудь, живот, спину. Каждую часть тела после обтирания сразу вытирают досуха.

Продолжительность процедуры 3-4 минуты, проводят ее перед дневным сном.

Ткань после выполнения процедуры необходимо прокипятить.

Начиная с 9-10 месяцев, малышу делают обливание (голову не обливают). Летом температура воды -35 градусов, зимой – 36-37. Температуру снижают постепенно: зимой каждую неделю, летом – через 3-5 дней. Сначала обливают спину, затем левое и правое плечо.

Вводные процедуры для детей для детей от года до 3-х лет

Местные процедуры: умывание, обтирание.

Общие - обливание, душ, купание.

Полоскание горла холодной водой. При умывании детям до 2-х месяцев моют лицо, шею, руки до локтя. Исходная температура- 20 градусов, понижают до 18-16.

Местное обливание

Обливание ног оказывает не только местное, но и общее действие на организм, так как при охлаждении ног возникает рефлекторная сосудистая реакция со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Обливание с постепенным снижением температуры

Температура 35-36 градусов постепенно снижаем через 3 дня на 1градус, доводят до 22-24. Обливают нижнюю часть голени и стопу. После насухо вытирают и растирают докрасна.

Контрастное обливание начинается с температуры 36 градусов до 25-18. Температура постепенно снижается, а затем снова повышается до 36 градусов.

Общее обливание

Начальная температура 35-36 градусов, затем снижается на 1 градус через каждые 3дня, до 28 градусов зимой, летом – до 25-24 градусов. Длительность общих обливаний от 30-45секунд до 1,5минуты.

Душ как закаливающее применяется только с 1.5лет. Он оказывает более сильное воздействие на организм, через обливание. Температура воды для душа такая же, как при обливании. Продолжительность данной процедуры: 1-2 минуты.

Полоскание горла

Полоскание горла прохладной водой—один из методов закаливания. Оно направлено на профилактику ангины. Ребенок после предварительной санации носоглотки начинает полоскать горло водой 36-37 градусов, доведя ее до 8-10. Полоскание горла применяется с 3-х лет.

Закаливание солнцем

Продолжительность свето- воздушных ванн для детей 2полугодия- от 3до10минут при температуре не ниже 23градусов. Во втором полугодии продолжительность увеличивают на 5 минут 1 раз в 4дня, доводят до 30 минут. Одежда должна предохранять тело от перегрева. Начинают процедуру при температуре 20градусов, затем можно и при более низкой температуре. Первая процедура не должна длиться больше 5 минут. Педагогу необходимо следить за кожей ребенка, соблюдать питьевой режим. Прием солнечных ванн следует закончить обливанием при температуре воды +25,26градусов, после чего ребенка насухо вытирают. После этого рекомендуется непродолжительный отдых в тени.

Для текущего контроля за проведением закаливающих процедур и влиянием их на здоровье детей воспитатель должна знать внешние признаки перегревания и охлаждения организма. Различают три фазы действия холодного фактора на организм:

спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной;

расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, наступает ощущение тепла;

застой крови в результате спазматического состояния капилляров, появление бледности с цианотическим оттенком, мышечная дрожь, съеживание (поза сохранение тепла).

Если физиологическая реакция проявляется при первой и второй фазах, внешние признаки которых свидетельствуют об эффективности закаливающей процедуры, то третья фаза —патологическая, она сигнализирует о том, что организм переохладился. Эту фазу закаливания допустить нельзя. Также как переохлаждение, недопустимо и перегревание. Если наблюдается покраснение лица и потоотделение, ребенка необходимо отвести в тень, напоить чаем или морсом, дать немного отдохнуть, переключив на спокойную игру.

Публикации по теме:

Методика проведения контрастно-солевого закаливания в детском саду Контрастно-солевое закаливание Оборудование: 2 ведра, 4 дорожки + спортивное оборудование (ребристые доски, душ, канат, коврик, целлофан.

Закаливаемся летом в детском садуЗакаливаемся летом в детском саду "Босоножье"Лето - это отличная пора для закаливания. Я со своими детьми провожу прогулки, где вода является элементом закаливания: мы купаемся.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методика солевого закаливания
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 14:36
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...