Нетрадиционная утренняя гимнастика для старших дошкольников с элементами фольклора

Елена Фоменко
Нетрадиционная утренняя гимнастика для старших дошкольников с элементами фольклора

Утренняя гимнастика для старших дошкольников (спланированная по месяцам).Развивает двигательные и танцевальные умения в сочетании с текстом. Знакомит с русским фольклором, расширяет знания о русских народных играх и забавах в разное время года. Развивает интерес к физической культуре. Музыкальное сопровождение активизирует детей на выполнение упражнений.

СЕНТЯБРЬ: «КОЛОБОК»

Дети заходят в зал, где по кругу разложены малые мячи по количеству детей.

Ребята, сегодня мы с дедушкой Егором на лошадках поедем в сказку «Колобок».

Дети под речитатив продвигаются по залу прямым галопом, с остановкой на последнем слове, поворотом и повторением движения в обратную сторону.

Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке,

Детки на телятках, внуки на козлятках.

Вот и попали мы с вами в сказку. А на пути у нас много колобков. Все они от своих бабушек убежали. Давайте поможем им выбраться на полянку.

Дети берут мячи и, толкая их перед собой руками, продвигаются по кругу.

Выкатились колобки из дремучего леса на полянку и захотели на солнышке погреться.

И. п. – о. с. мяч у груди. Дети поднимают руки с мячом вверх, тянутся на носочках к солнышку, и. п. Упражнение повторяется 6 раз.

А вокруг на поляне много цветов.

И. п. – о. с. мяч в двух руках внизу. Дети выполняют наклоны вперед, руки с мячом вперед, посмотреть на него. Упражнение повторяется 6 раз.

А над цветами порхают бабочки. Колобку захотелось с ними поиграть.

И. п. – сидя на полу ноги врозь. Прокатывание мяча от одной ноги к другой. Упражнение повторяется 6 раз.

Смотрят колобки, а по поляне жучок ползет.

И. п. лежа на спине. Мяч в двух руках за головой. Выполняют упражнение «велосипед».

Отдохнули на полянке колобки и решили продолжить свой путь, а для этого им надо речку переплыть.

И. п. – лежа на животе, руки с мячом впереди, выполняют прогиб «лодочка».

Переплыли колобки речку и покатились дальше. Дети выполняют прокатывание мячей в воротики.

Вдруг навстречу им зайчик скачет. Дети перепрыгивают из обруча в обруч с продвижением вперед, под речитатив:

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

От тебя заяц, и подавно уйду.

Катятся колобки, а навстречу им волк. Дети идут по нестандартной дорожке (профилактика плоскостопия) под речитатив.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Я от зайца ушел, от тебя, волк, и подавно уйду.

Катятся колобки, а навстречу им медведь. Дети идут по кругу вперевалочку, по-медвежьи (профилактика плоскостопия) под речитатив.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Я от зайца ушел, и от волка ушел.

От тебя медведь, и подавно уйду.

Катятся колобки дальше, а навстречу им лиса. А лиса хитрая оказалась, обманула всех колобков и съела их.

Проводится русская народная игра «Лиса». «Лиса» ловит «колобков». Пойманные дети кладут мячи в корзинку и начинают помогать «лисе» ловить остальных.

Вот и сказке конец, а мы, с дедом Егором, поедем назад:

В заключении обычная ходьба.

Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке,

Детки на телятках, внуки на козлятках.

ОКТЯБРЬ: «ЕХАЛ ГРЕК ЧЕРЕЗ РЕКУ»

Ребята, сегодня мы повторим скороговорки

На дворе трава,

На траве дрова.

дети приставным боковым шагом идут по канату, разложенному на полу змейкой

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.

дети перепрыгивают из обруча в обруч с продвижением вперед или через набивные мячи

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

ходьба по нестандартным дорожкам

Добры бобры

Идут в боры.

пролазание под дуги правым (левым) боком, без опоры об пол

Ехал Грек через реку,

Видит Грек в речке рак.

ходьба на носках руки вверху и поворотом и с остановкой, приседанием «кругом».

Сунул Грек руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

ходьба на пятках, руки за головой и с остановкой, приседанием поворотом «кругом».

От топота копыт пыль по полю летит.

бег по кругу

У четырех черепах

По четыре черепашонка.

ходьба с восстановлением дыхания

НОЯБРЬ: «МАТРЕШКИ»

Дети заходят в зал под русскую народную музыку, дробным шагом, имитируя походку матрешек.

Мы матрешки все мы крошки

Погуляем по дорожке

Поиграем мы немножко

Ну, скорей поймай матрешку.

Проводится игра «Салки-догонялки», дети бегут по кругу, стараясь осалить впереди бегущего. По сигналу, играющие резко поворачиваются, и бегут в другом направлении.

А теперь, матрешки с вами,

В «Кошки-мышки» поиграем.

Проводится игра «Кошки-мышки»

Девочки образуют круг «мышеловка», а мальчики «мышки». Девочки стоят, подняв руки вверх. «Мыши бегают из круга в круг через «воротики»

Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели,

Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас,

Вот поставим мышеловки

Переловим всех за раз.

«Воротики» резко закрываются, кого поймали, выбывают из игры (встают в круг). Затем девочки и мальчики меняются местами.

С вами в мячик я сыграю

Ну, лови, лови, лови,

Да смотри не урони.

Проводится игра «Салки с мячом»

Ведущий может ловить только того, у кого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного игрока другому. Долго с мячом находиться нельзя.

Мячик попрыгун устал, положу его в карман.

А матрешки малыши в группу все к себе пошли

Мы матрешки все мы крошки

Погуляли по дорожке.

Дети дробным шагом, имитируя походку матрешек, уходят в группу.

ДЕКАБРЬ: «ВЫПАЛ БЕЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК»

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дети, стоя в кругу, поднимают руки вверх и плавно их опускают.

Мы на саночки садимся,

И под горку быстро мчимся!

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Дети бегут по кругу с остановкой на слово: «всех», поворачиваются и бегут в обратном направлении.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех!

Дети, имитируя, ходьбу на лыжах идут по кругу.

Мы из снега ком лепили,

И зверька слепить решили

Снег, снег, белый снег,

Зайка вышел лучше всех!

Дети выполняют наклоны вперед, имитируя лепку снежков.

Наши руки не устали,

Мы комочки подобрали дети присели и собирают снежки

И бросали их бросали,

Точно в цель мы попадали!

Дети имитируют метание снежков, повторяется упражнение 2 раза.

Весело детворе зимой (да). А хорошо ли зверушкам (холодно). Давайте с ними поиграем. Сначала с лисой.

Проводится игра «Лиса и зайцы»

«Зайцы» скачут по залу

Из-за белого сугроба ушки белые торчат,

Поищи, лиса, попробуй наших маленьких зайчат.

Зоя стараешься, плутовка, не найдешь ты их кума,

Потому что зайцев ловко прячет зимушка-зима.

Дети замирают, а «Лиса» ищет того кто пошевелился.

А теперь с мишкой поиграем.

Проводится русская народная игра «Медведь».

Дети стоят в кругу, в центре «медведь» спит.

Как под горкой снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Спит, не хочет он реветь,

Но ребята снег торили и медведя разбудили.

«Медведь» просыпается, а играющие поют, по очереди выставляя ногу на пятку: Та ли нога? Та ли нога?

«Медведь» отвечает: «нет, не та!», или «та!»

Тогда дети поют «Усь, медведь, погонись за мной!»

Дети разбегаются, «медведь» ловит, кого поймает, тот становится «медведем». Игра проводится 2 раза.

ЯНВАРЬ: «В ДЕРЕВНЕ»

Дети под музыку заходят в зал, имитируя поездку на поезде, «едут змейкой». Останавливаются, образовав круг.

Что увидел я в деревне?

Видел я как травы косят.

Раз, два, три, четыре,

Вот как дружно мы косили!

Движения прямыми руками вправо-влево с поворотом туловища.

Видел, как кладут стога,

А стога под облака.

Раз, два, три, четыре,

Наклонились, распрямились.

Наклоны туловища, подъем на носки, колени не сгибать.

Вот по полю скачут кони,

Даже ветер не догонит.

Беггалопом по кругу.

Раз, два, три, раз, два, три.

Вот веселые прыжки.

Прыг-скок, прыг-скок.

Приземляться на носок.

Прыжки на носках.

Вот колодец, там вода

И вкусна и холодна.

Низко кланяется ей,

Деревянный журавель.

Наклоны вперед, с касанием пола ладонями, колени прямые.

На пригорке мельница,

Крутится и вертится.

Раз, два, три, четыре –

Завертелись, закружились.

Вращательные движения рук вперед-назад.

Вот какая рыба там,

Попадала в сети к нам.

Раз, два, три, четыре –

Много рыбы наловили.

Ноги врозь, руки в стороны, повороты влево-вправо.

Хорошо в деревне жить,

За грибами в лес ходить,

Но приехал паровоз,

И всех нас домой повез.

Ходьба змейкой под музыку, имитируя поездку поезда.

ФЕВРАЛЬ: «ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ»

У детей в каждой руке по деревянной ложке.

Дети выполняют следующие движения

Ходьба с остановкой по сигналу воспитателя. Останавливаясь, дети ударяют ложками над головой.

Бег с высоким подниманием колен с остановкой по сигналу воспитателя. Останавливаясь, дети постукивают ложками по коленкам.

Затем дети идут парами, образуя «Ручеёк»

игра в «Ручеёк»

А теперь поиграем в ладушки.

Ладушки-ладушки

Где были?

У бабушки!

Дети в парах встают лицом друг к другу

и ударяют ложками по ложкам одновременно

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку!

Дети ударяют ложками по ложкам поочерёдно

Ехал мальчик маленький.

На лошадке каренькой

Дети ударяют ложками по ложкам друга перекрестно, то левой, то правой рукой.

По кочкам, по ухабам,

По ухабам по ухабам,

Прямо в ямку – бух!

Дети ударяют ложками, выполняя вращательные движения.

Поехали, поехали

с орехами, с орехами

Поскакали, поскакали,

С калачами, с калачами!

Дети выполняют приседания, с постукиванием ложками о пол

Хорошая дорога, хорошая дорога.

Вот стала что-то хуже, вот стала что-то хуже

Шаляет и валяет,

Валяет и шаляет!

Дети выполняют выпады вперёд, постукивая ложками о колени.

затем дети садятся на пол, вытянув ноги вперёд и опустив руки с ложками.

Чук-чук-чук-чук!

Наловил дед щук

баба рыбу пекла,

сковородка потекла!

сгибают ноги в коленях и ударяют ложками по пяткам. затем садятся по-турецки, руки с ложками на коленях.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладышки

На окно поставили

Остывать оставили

Дети выполняют повороты туловища влево-вправо, ударяя ложкой о ложку, затем кладут ложки на пол, встают, руки на поясе.

Танцевала рыба с раком,

А петрушка с пастернаком,

Сельдерей с чесноком,

А индейка с петухом

Дети выполняют прыжки в чередовании с танцевальным движением «распашонка»

МАРТ: «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»

Ребята, мы отправимся сейчас лесную полянку. А поедем на лошадках

Едут лошадки по дорожке

продвижение вперёд галопом

Там где ухабы, перепрыгивают

прыжки с перепрыгиванием через кубики с продвижением вперёд

Там где лужи – объезжают

Продвижение вперёд «змейкой»

Там где ровная дорожка – бегом

Бег по кругу

Вот по лесу мы гуляем, за природой наблюдаем

Ходьба по кругу

Вверх на солнце поглядели

И нас лучики согрели

Ходьба с поднятыми вверх руками

Вот мы и вышли на полянку. А вокруг растёт много много цветов.

Чтобы нам цветов набрать

Нужно дружно приседать

Маки, васильки срываем

И в букеты собираем!

Ходьба с приседаниями

Слева птичка, справа птичка.

Там снегирь, а тут синичка!

Руки на поясе повороты туловища влево-вправо

Вот летит, жужжит пчела,

Она нам мёду принесла

Выписывание пальцем в воздухе траектории полёта пчелы

и следить за ней глазами.

Положила на листок,

Ох и вкусен тот медок!

Дети сидят на полу, ноги врозь, наклон вперед, доставая головой до пола

Вот бегут муравьи,

Посчитай их: раз, два, три!

Дети сидят на полу, руки вперёд, продвижение вперёд «ползанием сидя».

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Стоя на коленях, потягивание вверх руки вверх,

сесть на пятки согнуться и спрятаться в «клубочек»

До чего ж трава высока

То крапива, то осока.

Выше ноги поднимай,

Через траву переступай

Ходьба с высоким подниманием колен

Хорошо мы погуляли

И букет цветов собрали

Ходьба с восстановлением дыхания

АПРЕЛЬ: «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ»

Ребята, а вы хотите, чтобы весна быстрее пришла? Для этогонадо птичек к нам зазвать. Они первые весну на крыльях нам принесут. Давайте позовём жаворонков.

Жаворонки, прилетайте!

Сани с дровнями уведите!

Соху с бороной привезите!

Нам зима-то надоела

Она у нас весь хлеб поела!

Не летят птички! Наверное потому, что кушать им нечего. Нам нужно кормушки смастерить. Пойдём в мастерскую, кормушки делать.

Дети встают парами, идут в мастерскую

Малыши, малыши весело шагают,

Вот как дружно высоко, ноги поднимают.

А вот на пути лужа, перепрыгнуть её нужно

Дети перепрыгивают через два разложенных на полу шнура

До чего ж сугроб глубокий,

Выше ноги поднимай,

Через сугроб переступай

Дети идут с высоким подниманием колен.

Звёздочкам на небе весело сиять!

Встали дети все в кружок, будем мы играть!

Дети встают в круг, и проводится игра «Гори, гори ясно!»

Вот и пришли мы в мастерскую

Надо нам кормушки мастерить

Дети выполняют упражнения

«СТРОГАЕМ ДОСКИ» и. п. основная стойка, руки согнуты в локтях перед грудью, движение руками вперёд-назад, имитируя строгание досок.

«СКОЛАЧИВАЕМ КОРМУШКИ» и. п. ноги узкой дорожкой, руки сжаты в кулаки 1-2-3-4 наклонвперёд, постукиванием кулака о кулак имитация «сколачивания» досок

«ПОКАЗЫВАЕМ КОРМУШКИ» и. п. основная стойка повороты влево, вправо, имитация показа кормушки

«ПОЧИСТИМ КОРМУШКИ» и. п. широкая стойка 1-2-3-4- наклон вперёд движения руками по полу, имитируя чистку кормушки.

«ВЫВЕШИВАЕМ КОРМУШКИ НА ДЕРЕВО» и. п. основная стойка, потягивание вверх на носочках с поднятием левой (правой) руки, имитация вывешивания кормушек.

Посмотрите, какие красивые кормушки у нас получились. А вот уже и гости к нам летят

Скок-скок, поскок

Молодой дроздок

По водичку пошёл

Молодичку нашёл

Дети прыгают на двух ногах с продвижением ввперёд и остановкой, затем назад.

А теперь загадка. Что это за птичка, собой невеличка, сама чёрная, а грудка красная (жёлтая) (Снегирь, синичка)

Дети отгадывают загадку и стоят на одной ноге, стараясь сохранить равновесие.

А вот ещё летят птички, они нам Весну-красну на крыльях принесли

Проводится игра «Птички»

Летели две птички, собой невелички,

Как они летели, все люди глядели,

Как они садились все люди дивились,

Как они вставали, крепко целовались

В такт слов все дети «машут крыльями». На слово «садились» все приседают. На слово «вставали» все встают и «машут крыльями».На слово «крепко целовались» обнимаются с соседом.

МАЙ: «ПОИГРАЕМ С СОЛНЫШКОМ»

Ребята, представьте, что мы с вами пришли в лес и хотим поиграть вот на этой полянке. Но день – пасмурный. Грустно нам без солнышка. Давайте его покличем.

На полу в виде круга разложенс завязанными концами. Дети подходят к нему, берут его правой рукой и идут спортивным шагом по часовой стрелке.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Любят тебя детки,

Детки – малолетки!

Солнышко выглянуло и опять за тучку спряталось.

Дети перекладывают канат в другую руку через голову, и оказываются внутри круга и идут спортивным шагом против часовой стрелки.

Солнышко, солнышко.

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду!

Солнышко показалось и покатилось по полям, по лугам, по лесам.

Дети, держась за канат, бегут по кругу.

Солнышко припекает, стало жарко, так жарко, что и травке, и цветам захотелось прохлады, захотелось дождика. Давайте дождик покличем.

Дети кладут канат на пол так, чтобы получилась прямая дорожка (узел развязать) прыгают влево-вправо через веревку боком с продвижением вперед.

Дождик лей, дождик лей,

На меня и на людей.

Дождик лей пуще,

Будет травка гуще.

А вот и радуга появилась

Двое детей берут канат за концы, и получается большая скакалка. Затем по очереди друг за другом дети прыгают через нее.

Мальчики дробным шагом идут в одну сторону, девочки в другую.

На браните вы меня,

Всю работу знаю я.

Жать, косить, коров доить,

В обе руки молотить.

Дети выполняют упражнение «Распашонка»

Ой, туфли мои,

Носы выстрочены!

Не хотела я плясать, сами выскочили!

Дети рассаживаются по кругу на ковер.

Вот мы пели и плясали.

Ножки прыгать так устали.

Мы немножко отдохнем,

Колыбельную споем.

Дети сидят на ковре, одна нога вытянута, другая прижата к груди, имитируют укачивание куклы.

Ай, качи-качи-качи,

Прилетели к нам грачи. Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип!

А наш Ваня спит

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Перспективное планирование недели здоровья в первой младшей группе День недели Тема Формы организация совместной деятельности Понедельник «Спорт – это здоровье» 1)Утренняя гимнастика 2)Беседа о спорте.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Нетрадиционная утренняя гимнастика для старших дошкольников с элементами фольклора
Опубликовано: 2 июля 2013 в 11:46
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Конкурс игр изготовленных своими руками «Веселая сенсорика» (фотоотчет)
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, формировании его личности, а также является основным...
Сценарий новогоднего утренника «Как то раз под новый год все отправились в поход»...
КАК-ТО РАЗ ПОД НОВЫЙ ГОД ВСЕ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД! Дети входят в зал цепочкой, идут в хороводе вокруг елки, останавливаются. Ведущая. Здравствуй,...
Книжка — малышка «Цыпленок». Мастер-класс.
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению рукотворной развивающей книжки – малышки с детской сказкой К. И. Чуковского «Цыпленок». Ранее я...