Получи документы

Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»

Ирина Чичина
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»

Тема урока : «Тональность Ре-мажор».

Тип занятия: комбинированный.

Степень сложности: средняя.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность урока : 45 минут

Цель: развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор.

Учебно-методический материал:

Публикация «Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ „Тональность Ре-мажор“» размещена в разделах

1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» ПО. 02. УП. 01. «Теория и история музыка» по предмету «Сольфеджио», реализуемая в МБУ ДО «Николаевская ДШИ». Составители: Чернова Т. Н., Шалагина Н. В., 2016г.

2. Учебник «Сольфеджио», 1 класс. А. Барабошкина, изд. «Музыка»,М. ,1988г.

3. Рабочая тетрадь по сольфеджио, 1 класс. Калинина Г., 2009г.

4. Учебное пособие «Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы»- «Мы играем, сочиняем и поем», сост. Ж. Металлиди, А Перцовская,1989г

5. Учебник «Сольфеджио в сказках», О. Камозина, издат. «Эксмо», М., 2015 г.

6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л. «Музыка», 1986

7. Королева С. Теория музыки на уроках сольфеджио. – Спб., «Композитор», 2011

Цели урока

Основные:

- развитие ладоинтонационного слуха;

- познакомить учащихся с новым материалом: тональность Ре-мажор;

- сформировать начальные навыки транспонирования;

- помочь освоить новую терминологию;

- совершенствовать навыки музыкального восприятия.

Сопутствующие:

- получить положительные эмоции от участия в работе на уроке;

- доставить эстетическое удовольствие;

- повысить мотивацию к процессу обучения.

Задачи урока

Образовательные:

Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания.

Расширить знания учащихся о тональностях.

Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.

Обучить первичным навыкам транспонирования из До-мажора в Ре-мажор.

Развивающие:

Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

Развивать музыкальное аналитическое мышление.

Развивать слуховые представления.

Развивать вокально-интонационные навыки.

Развивать эмпатию, чувство сопереживания через слуховые впечатления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».

Воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Воспитывать любовь к музыкальному искусству.

Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость

Прогнозируемый результат

Знания:

учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор, с понятием «ключевые знаки», с принципом транспонирования.

Умения:

учащиеся научатся отличать тональности До и Ре-мажор по нотному тексту, транспонировать несложные мелодии, будут совершенствовать умение сравнивать и анализировать.

Навыки:

учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в До и Ре-мажоре с дирижированием, будут развивать навыки анализа мелодий по нотному тексту.

Педагогические технологии:

обучение в сотрудничестве;

технология проблемного диалога;

личностно-ориентированная технология

Методы реализации поставленных задач:

словесный - беседа, рассказ, объяснение;

наглядный;

эвристический (частично-поисковый);

метод сравнения и анализа;

практический;

творческий;

игровой.

Структура урока :

Вводная часть: организационный момент – 2 минуты

Вхождение в тему — 3 минуты

Основная часть — 20 минут

Закрепление знаний и способов действий — 15минут

Подведение итогов, домашнее задание — 5 минут

План урока

Вводная часть (5 минут)

Цели: организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.

Задачи: проверить подготовленность учащихся к уроку, распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, игра.

Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.

Основная часть – изучение нового материала (20 минут)

Цели: дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.

Задачи: дать четкое представление о тональности Ре-мажор. Познакомить с новым музыкальным приемом - транспонированием. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания. Развить навыки пения по нотам с дирижированием в До-мажоре и Ре-мажоре. Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений). Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.

Методы: беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.

Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.

Закрепление пройденного материала (15 минут)

Цели: повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.

Задачи: закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.

Методы: беседа, письменная работа.

Критерии усвоения: учащиеся справились с письменным заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.

Подведение итогов домашнее задание (5 минут)

Цель: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.

Задачи: 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.

Методы: беседа, объяснение.

Критерии усвоения: учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.

Логика построения материала

Повторение: тональность До-мажор, строение мажорной гаммы

Построение гаммы от ноты «Ре» на клавиатуре

Ключевые знаки в Ре-мажоре : фа# и до#.

Определение понятия: «Транспонирование» - перенос мелодии из одной тональности в другую

Практическое задание: транспонирование мелодии № 45 из До-мажора в Ре-мажор

Сравнение по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. № 45

Ход урока

Этап 1. Приветствие.

Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока.

Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.

Распевание. Спеть Гамму До-мажор: сольфеджировать с дирижированием с использованием карточек с ритмическим рисунком.

2/4 I П I I П I I I II

2/4 П П I I П I I II

Спеть гамму До-мажор произвольно, используя ритмические группы четверти и восьмые.

Спеть Трезвучие, Тонику. Повторить «Песенку медведя» А. Филиппенко (стр. 34 А. Барабошкина,

Вспомнить сказку «Тон, тон, полутон» (стр. 18-19 О. Камозина)

Повторить строение мажорной гаммы.

Этап 3. Теоретический

Построение гаммы на «Клавиатуре» от ноты «ре» по схеме мажорной гаммы. Подбор гаммы Ре-мажор на фортепиано.

Этап 4. Знаки альтерации

В процессе построения гаммы Ре-мажоре определяются два ключевых знака – фа# и до#. Навыки определения по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. Вводится понятие: ключевые знаки. Считаем ступени в Ре-мажоре от «Тоники».

Этап 5. Построение гаммы Ре-мажор

Определение нового понятия. Транспонирование – перенос мелодии из одной тональности в другую. Сравнение тональностей и основные принципы транспонирования из До-мажора в Ре-мажор. Тоника. В нотной тетради записать изучаемую гамму, подписать ступени, вводные звуки, тонику.

Этап 6. Вокально-интонационная работа.

Спеть гамму Ре-мажор с названием ключевых знаков, в ритмическом рисунке

I П

с дирижированием.

Этап 7. Сольфеджирование и пение с листа.

Разбор №50 украинская народная песня «Галя по садочку ходила» (стр. 38 А. Барабошкина).

Определение тональности Ре-мажор. «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на нисходящее движение мелодии от V ступени к I.

Спеть сольфеджио, добиваясь чистого, стройного интонирования, добиваясь четкости дирижирования. Спеть со словами.

Разбор №52 «Едет, едет паровоз» (А. Барабошкина, стр. 39, определить направление мелодии, отметить одинаковые фразы, просольмезировать с дирижированием.

Этап 8. Слуховой анализ.

Ритмический диктант. Простучать ритмический рисунок «Веселая дудочка» сл. Н. Френкеля, музыка М. Красева в обработке А. Перцовская (стр. 35 Ж. Металлиди, А Перцовская) с аккомпанементом. Разбить мелодию на фразы.

Записать ритмический рисунок песни.

Этап 9. Творческое задание.

1. Определить и назвать «спрятанные» в словах названия нот, записанные на доске в басовом ключе (стр. 11 Ф. Калинина «Сольфеджио» Рабочая тетрадь, задание №8. Какими ступенями для Ре-мажора они являются?

2.«Веселая дудочка» - разучить песню с использованием музыкальных шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник)

Этап 10. Повторение пройденного на уроке. Закрепление новых понятий и навыков.

Вопросы отражают важнейшие этапы объяснения: - вспомнить название темы урока; - что такое гамма, ее строение; - тоника, трезвучие, ступени гаммы; - тональность Ре-мажор, ключевые знаки; - фраза, мажор, форте и пиано, акцент;

- басовый ключ, расположение звуков в басовом ключе; - группировка длительностей; - что такое транспонирование; - как перенести мелодию из До-мажора в Ре-мажор.

Этап 11. Подведение итогов урока.

Дети оценивают свою работу на уроке, участие в работе: - понравился ли урок; - что понравилось больше всего;

- кто лучше всех работал на уроке.

Этап 12. Домашнее задание.

Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках

2/4 I П

с дирижированием, тонику,

2) цифровку в Ре-мажоре : I-III-V-I-V-II-VII-I

3) №52 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакса (стр. 39 А. Барабошкина) выучить с дирижированием наизусть со словами и сольфеджируя

4) подобрать №52 на инструменте от звуков до, ре, ми, фа, соль.

5) разгадать слова, зашифрованные с помощью нот в басовом ключе задание №9 Ф. Калинина «Рабочая тетрадь», стр. 11

Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся: домашнее задание, выставление оценок.

Публикации по теме:

Конспект урока в первом классе по теме «Весна» Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: 1. Развивать произвольное, слуховое, зрительное.

Конспект логопедического урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом» Конспект урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом - Домик для птицы» Задачи: • Учить определять границы в предложении, очередность.

Конспект урока по английскому языку в 4 классе «Spring is here!» План – конспект урока, посвященного Весенним праздникам “Spring is Here!” 1. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами собрались на заключительный.

Конспект урока по чтению во 2 классе. КРО «Рассказ Г. Снегирева «Медвежонок» Тема Г. Снегирев, «Медвежонок» (1часть) Тип урока Изучение нового материала. Задачи урока Образовательные задачи: • познакомить учащихся.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока во втором классе по математике «Треугольник» .

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Сценарий последнего урока математики в 11 классе Пояснительная записка: Изучение школьного курса математики закончено, годовые оценки выставлены. Хочется провести последний урок интересно.

Конспект урока по математике во 2 классе «Сложение и вычитание в случаях 40+34,74–40» Тема урока: Сложение и вычитание в случаях 40 + 34, 74 – 40. Цель: совершенствовать навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе ФИО учителя: Дозморова Елена Александровна Тип урока: Комбинированный урок Учебник "Радужный английский" Тема урока: «В зоомагазине».

Автор публикации:
Разработка урока сольфеджио в 1 классе ДМШ «Тональность Ре-мажор»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 20:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД