МААМ-картинки

Развитие детского песенного творчества через музыкально-дидактические игры

Ирина Макорина
Развитие детского песенного творчества через музыкально-дидактические игры

Методическая разработка по теме:

«Развитие детского песенного творчества через музыкально-дидактические игры»

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Макорина И. Е.

Нижний Новгород

2017 г

Содержание.

1. Актуальность . 3

2. Анализ психолого-педагогической литературы. 4

3. Цели и задачи. 9

4. Направления работы. 9

5. Задачи второго этапа…. 10

6. Взаимодействие со специалистами и воспитателями МДОУ. 21

7. Работа с родителями. 22

8. Результаты работы. 23

8. Перспектива работы. 25

9. Список литературы. 26

1. Актуальность.

Публикация «Развитие детского песенного творчества через музыкально-дидактические игры» размещена в разделах

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования подготовки детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует становлению личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство, психомоторной (спорт, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, певческая деятельность является одним из средств формирования детей творчества. Были выделены общие критерии творческих способностей детей в певческой деятельности:

• готовность к импровизации,

• оправданная экспрессивность,

• новизна,

• оригинальность,

• легкость ассоциирования,

• независимость мнений и оценок,

• особая чувствительность.

Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

2. Анализ психолого-педагогической литературы.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н. А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений''1.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Н. А. Ветлугина считает, что развитие песенного творчества детей – одна из ключевых задач музыкального развития ребёнка.

Радынова О. П. доказывает возможность формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являются ведущим видом деятельности.

Организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал.

Наиболее полно развитие детского песенного творчества раскрывается в программе Э. П. Костиной «Камертон».

Программа разработана на основе теоретических положений отечественной современной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Ядром программы «Камертон» являются задачи овладения ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, то есть осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

В программе процесс овладения музыкальной деятельностью структурирован в соответствии с единой логикой ее развития: восприятие – воспроизведение – творчество. Доминирующее значение отведено задачам целостного (эмоциональной отзывчивости на музыку, дифференцированного (детализированных музыкальных представлений, музыкально-сенсорного восприятия музыки, что способствует развитию музыкальной сенсорики, и, соответственно, общего сенсорного развития дошкольника в целом.

Таким образом, программа предусматривает целостность восприятия ребёнком музыки, развития его интереса к музыкальной деятельности и музыкального творчества.

Программа «Камертон» так же предусматривает использование только личностно-ориентированной модели педагогического процесса, в основе которой предусматривается субъект-субъектные партнерские взаимодействия детей и взрослых, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.

Реализация программы «Камертон» требует некоторых изменений в традиционном педагогическом процессе. Так, например, для более успешного знакомства с новой песней, танцем, музыка которых звучала на музыкальном занятии, дети периодически слушают ее в группе, чтобы у них поддерживались музыкально-слуховые представления о данной песне, танце.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, были сделаны следующие выводы:

1. Прослеживается тесная взаимосвязь между обучением и творчеством музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

2. Развитие музыкального творчества тесно связано с восприятием ребёнком музыкального произведения;

3. Восприятие музыкального произведения составляет основу развития основной музыкальной способности – музыкальной отзывчивости.

Ребёнок старшего дошкольного возраста обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности.

Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до первой октавы – до второй октавы (ре первой октавы – проходящая, хотя по-прежнему выделяются дети с высокими и низкими голосами.

Кроме этого отмечается интерес детей к сочинению новых песенок и их исполнение перед взрослыми и сверстниками. Дети старшего дошкольного возраста знают большое количество песен, иногда перефразируют слова, придумывают новые рифмы, и по-своему исполняют многие произведения.

На основании этого мною были определены следующие цели и задачи.

3. Цели и задачи.

Цель - способствовать созданию оптимальных условий для развития певческой деятельности детей.

Задачи:

1. Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации;

2. Развивать творческую активность детей в певческой деятельности;

3. Стимулировать интерес детей к исполнительской деятельности, желание заниматься творчеством (придумывать новые песенки)

Были спланированы следующие этапы работы с детьми.

4. Этапы работы:

1 этап – проведение педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

В основе педагогического обследования лежат критериальные уровни программы Э. П. Костиной «Камертон» (приложение №1)

Мной было продиагностировано 20 детей:

оптимальный уровня развития – 2 человека (10 %,

высокий уровень развития – 4человека (20 %,

средний уровень развития – 14 человек (70 %).

Таким образом, было выявлено, что у детей недостаточно сформированы исполнительские навыки: звуковедения (14 человек, чистота интонирования (9 человек). Были недостаточно активны в певческой деятельности 10 человек, испытывали затруднение в придумывании собственных песен 11 человек.

2 этап – организация работы с детьми. По результатам диагностического обследования были определены следующие задачи данного этапа работы с детьми.

5. Задачи второго этапа работы:

1. Способствовать преодолению препятствий, мешающих развитию детского песенного творчества;

2. Развивать песенное творчество детей через использование музыкально-дидактических игр, стимулировать интерес к этим играм и самому творческому процессу.

3. Воспитывать самостоятельность в музыкально-творческой деятельности дошкольников.

Для реализации поставленных задач мною было разработано перспективное планирование по развитию творческих способностей в песенной деятельности.

Следующим направлением работы было непосредственное развитие песенного творчества, параллельно продолжалась работа по развитию певческих навыков.

Детям давались задания разного уровня сложности, чтобы ребенок мог самостоятельно выбрать то, что ему интересно. Мною был разработан цикл занятий, в которые включались задания на коллективное творчество, инсценировки сказок, которые придумали дети и включение в них знакомых песенок.

На этих занятиях дети исполняли знакомые песни без сопровождения (один начинает фразу, остальные продолжают, пропевали начало мелодии вдвоем, втроем). Пение без сопровождения помогало ребенку слышать самого себя, тембр своего голоса и в дальнейшем способствовало развитию умения пользоваться голосовым аппаратом.

На данном этапе работы были классифицированы музыкально-дидактические игры, способствующие решению задач. Данные игры использовались как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.

Музыкально-дидактические игры на развитие песенного творчества, рекомендуемые к использованию на втором этапе работы

№ п/п Игра Игровая задача Облегченное задание

1 «Музыкальное лото» Пропеть двустишье про животное, изображенное на картинке Пропеть название животного, изображенного на картинке (бегемот, петушок, лисичка и т. п.)

2 «Веселый поезд» Придумать мелодию на стихотворный текст (2 строчки) Продолжить песенку, начатую педагогом или другим ребенком

3 «Веселый медвежонок» Спеть длинную фразу Выбор роли определяет сложность задания. Спеть короткую фразу

4 «Весело— грустно» Спеть мелодию на двустишье веселого или грустного характера Допеть начатую педагогом мелодию

5 «Волшебные картинки» Пропеть придуманные ребёнком слова с соответствующей образу интонацией Педагог начинает фразу, ребенок продолжает

«Спой сказку» Пропеть часть знакомой сказки по очереди. Ребенок пропевает текст сказки, окрашивая свое пение в зависимости от содержания слов (весело—грустно); продолжает сказку следующий ребенок Ребенок поет небольшую фразу самостоятельно

Одним из основных направлений работы второго этапа - развитие самостоятельного песенного творчества. Развивая самостоятельное песенное творчество, я усложняла игровые задания, вводила элементы драматизации с использованием различных игрушек — кукол, зверюшек, стимулировала детей к самостоятельному придумыванию сюжета (текста) сказки и коллективному творчеству.

Усложнение игр, содействующих развитию песенного творчества дошкольников на заключительном этапе

№ п/п Игра Усложнение игровой задачи

1 «Музыкальное лото» Дети должны придумать веселую или грустную песенку на разные четверостишия. Сначала ребенок выбирает стихотворение по своему желанию, а потом выполняет задание по предложению педагога

2 «Веселый поезд» Детям дается задание придумать маршеобразную, танцевальную или колыбельную мелодию в зависимости от текста стихотворения (по выбору ребенка)

3 «Веселый медвежонок» Дети самостоятельно придумывают новый текст сказки, т. е. изменяют содержание сюжета, сохраняя при этом общую линию игры

4 «Весело— грустно» Дети должны продолжить стихотворную строчку (пропеть, в зависимости от содержания (весело—грустно). Например: «Дождь идет весь день с утра. (загрустила детвора)»

5. «Волшебные картинки» Содержание сказки усложняется путем ввода сюжетных картинок. Дети пропевают содержание одной картинки (на выбор). Количество слов и фраз не ограничивается

6. «Спой сказку» Дети сами сочиняют сказку по ходу пения. Каждый может пропеть любое количество слов (без картинок). По окончании пения ребенок передает ход любому другому игроку и тот продолжает сюжет по своему усмотрению

6. Взаимодействие со специалистами и воспитателями МДОУ

Успешному решению задач способствовало тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами МДОУ.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Педагог-психолог Воспитатель

по изодеятельности

Инструктор

по физической культуре

Были определены формы взаимодействия со специалистами: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

Взаимосвязь с педагогом-психологом помогало учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, определять уровень его взаимодействия со сверстниками, решать задачи преодоления психологических барьеров (стеснительности, неуверенности, обидчивости и т. д.).

Инструктор по физкультуре - совместно разработанные упражнения способствовали формированию чувства ритма, общего дыхания (продолжительности вдоха и выдоха, полноты дыхания, речевого дыхания, эмоциональной сферы (положительного настроя детей, внимания, памяти, общего здоровья.

Взаимодействие с воспитателями группы осуществляется через специальную тетрадь заданий на вечер с устными пояснениями.

Отражение в изобразительной деятельности своих чувств и переживаний, рисования картин на заданную тематику, создание творческих коллективных работ, планировалось совместно с воспитателем по изодеятельности. Это способствовало развитию восприятия, воображения, передачи своих чувств и эмоций с помощью цвета и линий.

8. Работа с родителями

Были определены основные направления работы:

1. Ознакомление родителей с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влиянием на общее развитие дошкольников.

2. Определение способов обогащение музыкального опыта детей;

3. Создание условий для развития самостоятельного песенного творчества детей в семье.

В начале работы мною была решена задача по выявлению интересов родителей и их отношению к песенному творчеству ребёнка и обогащения их песенного опыта. Так, с родителями была проведена беседа на тему «Значение песенного творчества в эмоциональном развитии ребёнка», где рассказывалось о влиянии музыки на эмоциональный мир человека, и о том, что песенное творчество способствует гармоничному развитию личности. Эта беседа стимулировала родителей к развитию у них интереса к детскому песенному творчеству. Эффективной формой работы явилась посещение музыкальной гостиной, где родители вместе с детьми слушали любимые песни, исполняли их, выражали своё отношение к исполненному музыкальному произведению. Использовались также и информационные стенды, в которых давалась информация по специфике детского песенного творчества, рекомендации по разучиванию новых песен, знакомство с песнями, сочинёнными с детьми. Здесь же предлагались задания, по развитию песенного творчества ребенка, рекомендовались музыкально-дидактические игры, которые можно сделать руками взрослого.

9. Результативность работы.

На 3 этапе было проведено повторное педагогическое обследование детей старшего дошкольного возраста (приложение №2).

Оно показало, что:

Оптимальный уровень развития – 4 человека (20 %);

высокий уровень развития - 10 человек (50 %);

средний уровень развития – 6 человек (30 %).

Мной был проведён сравнительный анализ результативности работы по развитию певческих навыков детей, который отражён в рисунке 1.

Рис. 1 Результаты педагогического обследования детей – начало и конец года

1. Оптимальный уровень развития

2. Высокий уровень развития

3. Средний уровень развития

У детей были сформированы исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистота интонации. Творческая активность детей значительно увеличилась. У детей появился интерес к исполнительской деятельности, желание заниматься творчеством (придумывать новые песенки).

Таким образом, поставленные задачи были реализованы.

10. Перспектива работы.

1. Продолжить работу по развитию певческих навыков детей.

2. Продолжить работу по развитию песенного творчества (придумывание и исполнение новых песен)

3. Поддерживать интерес детей к музыкальной певческой деятельности.

Список литературы.

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. — СПб., 2000.

3. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989.

4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1980.

6. Семенова Т. С., Лукашевич Т. П. Формирование творческой инициативы у дошкольников в деятельности // Новые исследования в психологии. — 1984. — № 2 (31)

7. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 6.

8. Костина Э. П. Камертон – 2001.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики через дидактические игрыРазвитие мелкой моторики через дидактические игры Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или как принято.

Развитие познавательного интереса к предметам окружающего мира через дидактические игры по математикеРазвитие познавательного интереса к предметам окружающего мира через дидактические игры по математике С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возрастает актуальность познавательного развития.

Развитие познавательных способностей через дидактические игры «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма и пения детей В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным.

Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально-дидактических игр Цель: научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен. Задачи: заинтересовать детей этим видом деятельности;.

План по самообразованию «Развитие речи у детей-билингвов через дидактические игры» Актуальность. Овладение языком является одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании.

Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы)Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы) В 2013 году была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов.

Развитие песенного творчества у детей.Развитие песенного творчества у детей. автор: музыкальный руководитель Дитмонене Г. И. Для того, чтобы воспитать ребенка как личность, необходимы два условия – это наличие педагога,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» провела воспитатель Будина Галина Зиновьевна Цель: Cпособствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детского песенного творчества через музыкально-дидактические игры
Опубликовано: 12 марта 2017 в 23:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД