Папки-передвижки

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта (1 фото)

Эльвира Устинова
Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта

В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Мотивация и потребность в коммуникативном общении у детей с интеллектуальной недостаточностью снижены, в деловое сотрудничество со взрослыми они практически не вступают. Характерны поведенческие реакции: повышенная отвлекаемость, неспособность к психическому напряжению, быстрая истощаемость. Так как у школьников с ОВЗ нарушено внимание, планирование, контроль, то высказывания этих детей фрагментарные и неупорядоченные.

Публикация «Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах

На начальном этапе обучения фраза воспринимается не сама по себе, а лишь как часть общего воздействия на нервную систему. Чаще всего правильная реакция получается лишь в том случае, если есть привычная обстановка, знакомый человек, вопросительная интонация. Если же та или иная деталь – обстановка, человек, голос, интонация – меняется, картина становится неузнаваемой для ребенка, и он даже не может дать ту реакцию, которую от него ожидают. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь будучи понятным с ситуацией, т. е. речь ситуативная. Построение диалога, как основной формы ситуативной речи затруднено т. к наблюдаются проблемы. Неумение планировать высказывание, выбирать речевые средства, адекватные данной коммуникативной ситуации, ведёт к тому, что высказывания не соответствуют ситуативному контексту. Любое общение между детьми в сочетании с неадекватным поведением может перерасти в конфликт, даже при наличии благих намерений. По мере того, как в сознании детей значение слова связывается с предметами и действиями, только тогда слова вычленяются из фразы.

Для того, чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом, видеть и трогать предмет. Только после того, как зрительные, осязательные и другие ощущения от предмета несколько раз совпадут со слышимым словом, устанавливаются связи между словом и предметом. Когда ребенок видит предмет, слышит его, трогает, тогда в его мозгу возникает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые вспыхивают в проекциях мышц глаз, шеи, рук и т. д. Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное – обязательно вызывает повышенную возбудимость двигательной области головного мозга. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное (как это предполагал И. М. Сеченов) – к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ, слияние (синтез) происходит, прежде всего в двигательной области. Именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Для того, чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большее число двигательных условных связей. Таким образом, в коррекционной работе на первый план выступает активная двигательная деятельность.

В коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи одним из условий является зрительный контакт. Поддержание такого контакта важно, т. к. дети с ОВЗ легко отвлекаемы и импульсивны. На занятиях ребенка, прежде всего, необходимо научить зрительному контакту, когда он сам является отправителем сообщения. Это благоприятно можно развивать при формировании речевого этикета различными играми и упражнениями: «Приветствие», «Прощание», «Извинение», «Благодарность», «Просьба», «Знакомство» и т. д. Речевые упражнения проводятся в сочетании с жестами и обязательным зрительным контролем. Такие упражнения закрепляются воспитателем на занятиях в группе продленного дня по инструкции логопеда. Зрительный контакт перерастает в сосредоточение на объекте, которым может быть яркая игрушка или иллюстративный материал. Яркая привлекательная игрушка помогает выполнять различные артикуляционные и логоритмические упражнения.

На подготовительном этапе занятия при формировании навыков составления репродуктивного рассказывания по тексту может быть проведена работа по развитию речемыслительной деятельности (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей). Так, например, может быть проведена игра «4-лишний», где вычленяется главный объект с последующей словарной работой (подбор слов-признаков, слов-действий). Перед первичным чтением текста можно предложить детям право выбора: где они будут слушать рассказ (за партой или в игровой зоне); как будут слушать, (сидя на стульях или стоя вокруг). Возникает изюминка интереса к делу, настрой вслушаться в речь, т. е. возникает мотивация.

На логопедических занятиях задания зрительного и моторно-двигательного характера прослеживаются практически на всех этапах:

1. Орг. момент. Выполнение заданий на установление зрительного контакта. Артикуляционная гимнастика.

2. Проведение упражнений на развитие речемыслительных способностей с предварительным вводом объектов текста рассказа. (Подбор необходимого иллюстративного материала).

3. Первичное чтение текста. Слушание с опорой на зрительный образ (предметные и сюжетные картинки).

4. Проверка осознанности услышанного текста. Выяснение того, понятен ли смысл текста и какие слова незнакомы.

5. Повторное чтение текста с нацеливанием на пересказ.

Используемые приемы:

-определение опорных слов (знаков-символов);

- отбор предметных картинок;

- воспроизведение позы изображенного на картинке объекта;

-выбор жестов и выразительных движений (при необходимости выполнение имитационных движений);

- определение интонации и мимики;

6. Физ. минутка. Выполнение логоритмических упражнений. (Проговаривание текстов с движениями).

7. Пересказ с опорой на зрительный и двигательный образ (опорные слова, знаки-символы).

8. Оценивание результатов. Выбор лучшего ответа.

Акцент благотворительного влияния двигательной активности при развитии связной речи отмечал в своих наблюдениях И. М. Сеченов: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». Таким образом, двигательная активность, способствующая усилению мыслительной и речевой активности, очень важна в коррекционной работе.

Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта

Педагог-дефектолог Устинова Э. В.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей 2–3 лет в рамках проектной деятельности Актуальность темы: В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического.

Фотоотчёт «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у детей c нарушениями речи»Фотоотчёт «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у детей c нарушениями речи» Цель коррекционной работы логопеда - научить детей с нарушениями речи говорить отчётливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной.

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС» Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»[/b] Согласно ФГОС.

Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих.

Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей Доклад Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей, как средство преодоления речевых нарушений.

Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника» Тема: Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника». Анохина Ирина Владимировна. Понятие «мелкая.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 11:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД