Получи документы

Развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

Геллер Людмила
Развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

Физическая подготовленность детей

одного из возрастов дошкольного образования.

Развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ….3

Особенности физического развития детей среднего дошкольного

возраста …4

Система работы по развитию физических качеств дошкольников в образовательном учреждении …. 6

Публикация «Развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание развивающей предметно – пространственной среды … 12

Взаимодействие с семьями воспитанников …13

Заключение…14

Список литературы…15

Введение

Вопрос физического развития и здоровья детей довольно актуален, это неоднократно подчеркивается родителями, педагогами и рядом специалистов в области дошкольного образования. Здоровье ребёнка, его полноценное физическое развитие является основой формирования личности. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать работу по физическому развитию именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья детей. Доказано, что здоровье детей и полноценное их развитие зависит и от условий жизни, особенно социальных и экологических. На сегодняшний день, дошкольные образовательные учреждения ставят для себя важной задачей – укрепление здоровья детей, а, как известно, физическая культура является одним из важнейших аспектов укрепления здоровья, как ребёнка, так и взрослого человека.

Движения необходимы ребёнку, ведь именно они помогают совершенствованию его физиологических систем, способствуют нормальному функционированию растущего организма, чем активнее вовлечён ребёнок в мир движений, тем разнообразнее и интереснее его развитие, крепче здоровье. Опыт работы с детьми среднего возраста показал, что многие их них физически развиты слабо и неспособны выносить даже небольшую физическую нагрузку, они быстро устают, не хотят выполнять то или иное упражнение, либо не могут выполнить его правильно

Особенности физического развития детей среднего

дошкольного возраста

Воспитанники четвёртого - пятого года жизни уже дошкольники. Физическое развитие детей данного возраста имеет свои особенности, меняются все его основные показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки и головы. Здоровье детей при оптимальном здоровом образе жизни становится более крепким. Организм легче, чем в младшем возрасте, справляется с неблагоприятными погодными условиями, так как его функционирование становиться более совершенным. Причиной болезни в этом возрасте могут быть отклонения в физическом развитии, несоблюдение норм гигиены.

Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Отклонения от гармоничного физического развития в этом возрасте следует рассматривать как серьёзный просчёт в организации жизни и воспитания. Двигательная активность из простой биологической потребности в движении перерастает в потребность общения в совместной игровой и двигательной деятельности. Индивидуальные различия в её объёме, продолжительности и содержании значительны, а малоподвижность детей объясняется чаще всего отсутствием необходимых условий для движений.

Ребёнок этого возраста в общих чертах владеет всеми видами основных движений, стремится к их новым сочетаниям, пробует свои силы в более сложных видах физических упражнений. Ввиду того что внимание приобретает более устойчивый характер, дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы, появляется интерес к результату движения. Если же движение не получается, ребёнок легко его бросает, у него пропадает интерес к нему. Если в раннем дошкольном возрасте одной из задач физического развития детей является накопление двигательного опыта, то уже в среднем возрасте дошкольников важно содействовать переходу от накопления, обогащения двигательных умений к формированию культуры движения.

Методы развития физических качеств дошкольников :

1. Наглядно – слуховой (проведение занятий, утренней и бодрящей гимнастики, подвижных и малоподвижных игр с использованием музыкального сопровождения).

2. Словесный (использование команд, объяснений, вопросов, указаний, образных сюжетных рассказов).

3. Наглядный (показ упражнений, использование схем и разнообразных пособий, имитация, использование зрительных ориентиров).

4. Практический (повторение упражнений, проведение занятие в игровой и соревновательной форме).

Таким образом, мы выяснили, что при планировании и организации физического развития дошкольников в первую очередь учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей и, исходя из этого, ставятся определённые цели и задачи физического развития дошкольников.

Система работы по развитию физических качеств дошкольников в образовательном учреждении

Работая с детьми по данному направлению – развитию физических качеств, мною была разработана и реализована система мероприятий, позволяющих повысить уровень развития физической подготовленности воспитанников. Сюда вошли: НОД по физической культуре, физкультурные досуги в спортивном зале и на прогулке, спортивные праздники на улице, проведение утренней и бодрящей гимнастики, использование тренажёров и атрибутов, изготовленных из поручных средств, катание на лыжах во время зимних прогулок, использование зрительной и дыхательной гимнастики, проведения занятий на силовых тренажёрах.

1. НОД по физической культуре : к организации и проведению НОД был особый подход, необходимо было подобрать ряд упражнений и основных видов движений, позволяющих не только заинтересовать ребёнка, но и способствовать улучшению и развитию его физических качеств. Структурные части физкультурного занятия:

Первая часть: ходьба, ходьба с выполнением заданий разной направленности – для развития тех или иных физических навыков, ходьба и бег – 1,5 минуты, ходьба для восстановления дыхания, построение в 2, а по мере усвоения детьми навыков перестроения, и в 3 колонны.

Вторая часть состоит из 6 – 7 общеразвивающих упражнений, для развития разных групп мышц детского организма для перехода к выполнению дальнейших заданий и из 4 – 5 основных видов движений, которые и определяют нагрузку на занятии. Основные виды движений на всех занятиях подобраны так, чтобы дети чередовали своё положение (стоя – сидя, стоя – лёжа и т. д.). После проведения основных видов движений, переходили к подвижным играм. Часто играли в «Ловишки», где было 2 водящих, как правило, это были физически сильный и слабый ребёнок, это помогало детям с более слабой физической подготовкой вырабатывать стремление догнать, победить, не бояться и не стесняться. Подвижную игру повторяли 3 раза, ведущие всегда менялись.

Третья часть: задача этой части – это восстановление дыхания после физических нагрузок, поэтому здесь использовалась, как простая ходьба для восстановления дыхания, так и малоподвижные игры.

Во время проведения НОД по физической культуре, было отмечено, что некоторые дети уставали, ленились или не хотели выполнять упражнения, таким детям были предложены упражнения на спортивных тренажёрах и игры на тренажёрах из подручных средств. Также начала привлекать детей к дежурству : во время занятия, по сигналу воспитателя, дежурные приготавливали атрибуты для занятий, разумеется под чутким присмотром педагога. Таким образом удавалось заинтересовать воспитанников занятиями физической культурой и развивать их физические качества

Физкультурное досуги в спортивном зале и на прогулке.

Организация и проведение развлечений было интересно и детям, и педагогу, так, как ребята могли сами изготовить элементарные атрибуты (маски, медальки) и, используя их поиграть. Спортивные развлечения начинали с актуальной игровой мотивации (путешествие, экскурсия, прогулка и т. д., а затем выполняли комплекс развивающих упражнений для укрепления мышц детей, далее переходили непосредственно к эстафетам или соревнованиям, дети, к концу года научились делиться на 2 команды следующими способами (девочки – мальчики, через одного). После окончания эстафет, проводили любимые детьми подвижные игры, а завершали развлечения малоподвижной игрой. Дети всегда пребывали в хорошем настроении и с удовольствием принимали участие в играх-эстафетах.

2. Спортивные праздники на улице проводили 2 раза в год: зимний спортивный праздник и летний спортивный праздник.

Зимний спортивный праздник – всегда радость для детей, он требует не сложной подготовки, в которой дети принимают непосредственное участие : нужно приготовить инвентарь, развести краску для обозначения «дорожек», «мостиков», «кочек» и т. д.

На каждый спортивный праздник приходил к детям сказочный герой, которому дети помогали укреплять здоровье, поднять настроение. Зимний праздник начинался, как и любое спортивное занятие с ходьбы, использовали приёмы ходьбы со сменой движений и лёгкого бега, далее использовали простую ходьбу и переходили к комплексу общеразвивающих упражнений, знакомых детям.

После выполнения этой части, делились на 2 команды и каждая команда выполняла разные по сложности задания, команды затем менялись. В этой части спортивного праздника дети катались на лыжах, санках, проходили спортивный кросс, метали мячи и т. д., затем играли в подвижную игру. Завершали зимний спортивный праздник малоподвижной игрой и провожанием любимого героя.

Летний спортивный праздник, так же, как и зимний, предусматривает подготовку оборудования, летом можно использовать гораздо больший ассортимент пособий. Проходит он по принципу зимнего праздника, но с большей двигательной активностью. Дети с удовольствием включаются в деятельность, принимают активное участие в спортивных мероприятиях. (

3. Проведение утренней и бодрящей гимнастики.

Утренняя гимнастика – это так называемый «вход в день», ребёнку важно принимать участие в утренней гимнастике, это позволяет взбодриться, поднять настроение. Вначале года дети не активно посещали утреннюю гимнастику, ленились и выполняли упражнения не качественно, многие родители опаздывали, приводили детей после гимнастики, но после беседы педагога о важности и необходимости физических упражнений, к середине и концу года на гимнастике был практически полный состав группы.

Гимнастика – это ряд несложных физических упражнений, которые были разучены детьми на занятиях физической культурой, проводимых с музыкальным сопровождением, длительность от 7 до 10 минут.

Бодрящая гимнастика – это комплекс упражнений, помогающих взбодрить детский организм после дневного сна. Дети, постепенно просыпаясь, слушают приятную, спокойную музыку, под руководством воспитателя выполняют самомассаж, а затем несколько упражнений лёжа и сидя в кроватках, и несколько не сложных упражнений стоя на полу. Когда дети переходят от самомассажа к выполнению упражнений музыка меняется на более динамичную. Дети с удовольствием выполняют упражнения бодрящей гимнастики, особенно она нравится детям с более слабыми физическими показателями, так, как упражнения не сложные и легко поддаются к выполнению, а весёлая музыка дарит детям отличное настроение.)

4. Использование тренажёров и атрибутов, изготовленных своими руками и из подручных средств.

В ходе работы над улучшением и развитием физических качеств дошкольников, мы приняли решение о разнообразии физкультурного уголка нестандартными атрибутами. К изготовлению таких тренажёров и пособий были привлечены педагоги группы, родители и дети. Дети, находясь в группе, могут взять любое пособие и самостоятельно освоить технику работы с ним. Ребята с удовольствием используют данные пособия в свободной деятельности, что способствует улучшению и развитию физических качеств.

Данная система работы велась в течении учебного года и используется до настоящего момента. На основании проводимых мероприятий, можно сделать вывод, о том, что дети заинтересованы в развитии физических качеств, активном участии во всех видах физической деятельности, из этого следует то, что у детей повышается потребность в дополнительных физических нагрузках, а значит, появляются новые горизонты для всестороннего развития личности.

5. Использование дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика – это, прежде всего, комплекс упражнений, разработанный для развития группы мышц, отвечающих за процесс дыхания. Такие упражнения помогают ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность ребёнка. Секрет заключается в правильном носовом дыхании. Для правильного прохождения воздуха через нос используются специальные упражнения дыхательной гимнастики для дошкольников, с помощью которых акцентируется внимание детей на глубокие носовые вдохи, а выдохи через рот. При этом в сочетании с дыхательными занятиями используются произношения тягучих гласных и шипящих согласных звуков при выдохе. Это могут быть звуки «а», «ш» «с» и другие.

В ходе нашей работы по улучшению физических качеств дошкольников мы использовали дыхательную гимнастику. Была разработана картотека дыхательной гимнастики.

6. Зрительная гимнастика.

Главное значение зрительной гимнастики – тренировка глазных мышц. Зрительная гимнастика является хорошим профилактическим средством для сохранения зрения. С её помощью у дошкольников вырабатывается осознание того, что зрение нужно беречь с самых малых лет, чтобы в будущем не было проблем со здоровьем. Также с помощью глазной гимнастики можно восстановить работоспособность зрительного органа, улучшить его кровоснабжение, препятствовать развитию некоторых заболеваний. К тому же, и усвоение нового материала станет намного легче. С помощью такой гимнастики зрение дошкольника будет готово к предстоящим школьным нагрузкам на глаза.

Проведение зрительной гимнастики использовалось как на занятиях, так и в свободной деятельности. Детям предлагались упражнения с сопутствующими схемами, ребята с удовольствием выполняли упражнения зрительной гимнастики как на занятиях, так и в свободной деятельности, рассматривая схемы выполнения упражнений для укрепления зрения.

7. Упражнения на силовых тренажёрах.

Данный вид деятельности – это занятия тренировочного типа с тренажерами, которые позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Упражнения на тренажерах совершенствуют координацию движений, укрепляют суставный аппарат, благодаря им улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками. Занятия на силовых тренажёрах мы проводили в свободное время в спортивном зале. Дети по очереди занимались на тренажёрах под присмотром педагога. Это позволило добиться положительных результатов развития физических качеств дошкольников среднего возраста, также способствовало качественному выполнению упражнений. Дети старались выполнять все задания правильно, они были заинтересованы и с удовольствием выполняли упражнения.

Создание развивающей предметно – пространственной среды

Развивающая среда – это понятие, которое означает создание условий, необходимых для развития каждого ребёнка. Физкультурный уголок мы постарались расположить в удобной для детей зоне, где разместили как атрибуты для проведения занятий и праздников, так и индивидуальные тренажёры, позволяющие развивать физические качества детей. Все пособия для детей доступны и транспортируемы (дети берут нужные пособия и играют не в спортивном уголке, а, например, в другой части группы, также имеется в спортивном уголке и ряд дидактических игр, которыми дети могут поиграть, отдохнув от спортивных снарядов, В нашем спортивном уголке имеются и альбомы для изучения многообразия видов спорта и расширения кругозора детей, картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики, также картотека дыхательной и зрительной гимнастики. Всё это помогает нам улучшать и развивать физические качества детей, а значит – укреплять детское здоровье.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, развития физических качеств детей необходимо тесное сотрудничество педагогов и родителей. С родителями было проведено собрание на тему: «Особенности физического развития детей среднего дошкольного возраста», где родители были ознакомлены с содержанием и значением необходимости развития физических качеств ребёнка. Родителям была предложена совместная работа в ряде направлений:

1. Изготовление пособий для совместных физкультурных занятий дома и в детском саду.

2. Изготовление дидактических игр на спортивную тематику для закрепления знаний детей о том или ином виде спорта.

3. Изготовление тренажёров для индивидуальных занятий.

Родители посещали НОД по физической культуре. (Приложение №13, принимали активное участие в изготовлении спортивных пособий из подручных средств. Таким образом, наш спортивный уголок стал более насыщенным и наполненным разнообразным материалом, который способствует развитию физических качеств детей.

Заключение

Таким образом,

целенаправленная, систематическая и последовательная работа по развитию физических качеств детей среднего дошкольного возраста способствует всестороннему развитию ребёнка.

Можно сделать вывод о том, что поставленная вначале цель достигнута. Её достижению помогло создание увлекательного спортивного уголка, систематизация и последовательность в работе с воспитанниками, тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

Завершая работу, отметим, что активная двигательная деятельность в игре, вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, а значит и укрепляет здоровье.

Список литературы:

1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 1992.

2. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам : Средний возраст : Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет/авт. -сост. Е. И. Подольская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки»Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие физических качеств у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 15:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД