МААМ-картинки

Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста

Наталья Теницкая
Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста

Слайд 1

Тема нашего семинара «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.

Задачи:

Публикация «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• Расширение знаний педагогов и специалистов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

• Систематизировать и закрепить понятия о развитии фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС образовательная область “Речевое развитие” включает в себя –

o овладение речью как средством общения и культуры,

o обогащение активного словаря,

o развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

o развитие речевого творчества,

o развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т. д.

Слайд 4

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.

Слайд 5

Звуковая культура речи включает в себя :

• правильное произношение звуков,

• правильное произношение слов,

• громкость и скорость речевого высказывания,

• ритм,

• паузы,

• тембр,

• логическое ударение и пр. ,

• нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

• нормальное функционирование слухового аппарата,

• наличие полноценной окружающей речевой среды.

Слайд 6

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи

• формирования у них правильного звукопроизношения,

• четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,

развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз,

• выработки умеренного темпа речи,

• формирования правильного речевого дыхания,

• формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д. ,

• воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Слайд 7

Выделяются следующие предпосылки и условия воспитания культуры речи :

Необходимо развивать у детей речевое дыхание, которое включает в себя бесшумный глубокий вдох и плавленый медленный выдох. Также идет развитие речевого слуха, включающего в себя фонематический слух и слуховое внимание. Под слуховым вниманием подразумевается умение определять на слух то или иное звучание и направление звука.

Слайд 8

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Слайд 9

Большое значение уделяется техники речи. Техника речи- это совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.

Техника речи включает в себя дыхание, являющейся основой внешней речи. Оно бывает грудное, диафрагмальное, диафрагмально – нижнереберное.

Здесь большое значение имеет постановка дыхания:

- Привести себя в состояние покоя.

- Отрабатывать диафрагмально-нижнерёберное дыхание.

- Отрабатывать направленность выдоха, фокусируя его на губах.

- Тренировать умение на паузах «добирать» воздух.

Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей.

Голос каждого отличается тембром. В голосе различают высот, длительность, полётность, гибкость.

Дикция – это ясное, чистое, чёткое, правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом.

Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.

Дикционные упражнения: чтение слоговых таблиц, скороговорок.

Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий в себя: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.

Слайд 10

Имеется диагностика интонационной стороны речи по методике О. И. Лазаренко. Она включает в себя умение регулировать силу голоса, умение изменять высоту голоса, умение выделять ударный слог, умение регулировать темп речи, умение пользоваться логическим ударением, интонационная выразительность, умение регулировать ритм речи.

Слайд 11

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

• на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

• различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

• отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

• интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

• дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Слайд 12

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов,сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Слайд 13

Используется разнообразный речевой материал:

звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

• специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;

сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.

Слайд 14

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Слайд 15

Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели.

Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов. Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо. Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т, е. помогает вырабатывать хорошую дикцию, Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Слайд 16

Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметно-развивающей среды. (Диагностические материалы. Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в конце слова) или логопедические альбомы. Картотека загадок. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы пальчиковой гимнастики. Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания. Консультативный материал для родителей и воспитателей).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры на развитие звуковой культуры речи Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Комплекс упражнений для развития фонематического слуха и речи детей Развитие слуха Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультацию подготовила: воспитатель Цветкова.

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель – логопед Никулина Светлана Васильевна Цель: Предоставление обобщения и распространение личного педагогического.

Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» Введение Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе.

Презентация «Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Презентация на тему: "Упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста". Основное назначение презентации.

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Продолжение Методическая разработка Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Игры на формирование.

Развитие звуковой культуры речи с использованием лэпбукаРазвитие звуковой культуры речи с использованием лэпбука ечь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы,.

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с ЗРР Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Формирование.

Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2018 в 15:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД