МААМ-картинки

Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года

Екатерина Ванесян
Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас,который состоит из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи.

Количество слов, которыми ребенок пользуется в повседневной речи может насчитывать от 1500 до 1900тыс. Совершенствуется слово-произношение. Ребенок понимает что такое обобщающие слова. Дети начинают разбираться в простых грамматических формах (множественное число, падежи имен существительных, изменяют глаголы и т. д.) . Начинают появляться простые предложения. Дошкольники понимают и используют простую форму диалогической речи.

Публикация «Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года» размещена в разделах

Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба» ,»Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок») .

К четырем годам ребенок осваивает звуковую систему языка : произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.

Ребенку с хорошей речью легко общаться со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли, желания. Если же наблюдаются дефекты в произношении звуков, то это затрудняет общение с окружающими ; и в следствии этого может задерживаться и психическое состояние ребенка.

При поступлении в школу у ребенка должно быть правильное произношение. Очень часто причинами неуспеваемости ребенка по русскому языку в начале обучения является недостаточно четкое произношение звуков. Дети не могут производить звуко-буквенный анализ : трудно определять количество звуков в слове, их последовательность, выделить первый звук,последний. Поэтому в дошкольном возрасте нужно развивать фонематический слух, чтобы потом не испытывать трудностей в овладении навыками правильного письма.

Есть несколько вариантов искаженного произношения :

1. Согласные звуки произносятся смягченно («зираф» - жираф, «сяпка» - шапка) .

2. Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко или совсем не произносятся («анки» -«сянки» - санки), заменяются : «С — Ф» («фало» - сало), «З — В» («вамок» - замок), «Ц — Ф» («фыпленок» - цыпленок) и т. д.

3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» часто заменяются свистящими звуками.

4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («ледка»-лодка, «ожка» - ложка ; «лука», «ука» - рука) .

В словопроизношении тоже есть ряд особенностей :

- сокращение («тол» - стол) ;

- перестановки («типчка» - птичка, «шапля» - шляпа) ;

- уподобление одного звука другим («момоко» - молоко) ;

А так же слияние слов; добавление звуков («реблята» - ребята) .

Опираясь на все вышесказанное и строится работа с детьми младшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи, с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха.

Для формирования звуковой стороны речи подбирается разнообразный материал (игры в слова, чтение потешек, песенки на заданный звук). Все это помогает вырабатывать правильное произношение, использовать силу голоса, темп речи. Упражнения по фонетике можно включать и на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий.

Например игра «Подскажи словечко» учит детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова,близкие по звучанию, подходящие по смыслу ; здесь же происходит развитие фонематического слуха.

Правильный подбор небольших стихотворений, в которых встречается изучаемый звук чаще, чем другие, улучшает не только произношение этого звука, но и развивает память, дикцию, темп и выразительность речи.

Наглядный материал, рисунки к тексту помогают ребенку лучше его понять и запомнить.

Задания «Найди одинаковые картинки», «Найди различия» способствуют развитию таких умений как сравнение,способность анализировать, помогает распределять и переключать внимание.

У детей в этом возрасте(3 — 4 года) начинают активно развиваться высшие психические функции : внимание, память, формируется воображение,ребенок учится на основе словесного описания создавать образы предметов. Поэтому уже можно включать в занятия загадки. Пока что это могут быть загадки о тех предметах окружающего мира, с которыми часто сталкивается, или хорошо знаком ребенок: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки.

В занятия включаются физкультминутки, которые развивают общую моторику. Кроме того,такие упражнения способствуют развитию памяти, тренируют четкое произношение, помогают сделать речь плавной и выразительной. Слова и движения лучше запоминаются в игре.

Задачи :

1. Учить правильному произношению гласных звуков «А», «О», «»И», «Ы», «У» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.

2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «К», «Г», «Х», «Н», «Т», «Д», «Л», «Ф», «В», «С», «З», «Ц» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.

3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

1. Учить правильной интонации : умения регулировать темп речи, использовать силу голоса и речевое дыхание.

2. Формировать умение говорить, используя нормы литературного произношения.

3. Формировать выразительность речи : умение пользоваться паузами, эмоционально высказывать свою мысль с разнообразной интонацией.

4. Знакомить с понятиями «ЗВУК», «СЛОВО».

Ребенок к концу года должен :

- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», , «Ы», «И», «У» - изолированно,в слогах, в словах и фразовой речи.

- правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «»Н», «Д», «Т», «К», «Г», «Х», «В», «Ф», «Л», «С», «Ц» - изолированно, в слогах,в словах и фразовой речи.

- уметь самостоятельно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание.

- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации.

- понимать значение терминов «звук» и «слово».

- уметь выполнять пальчиковую гимнастику.

- рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать несложные предметы

Публикации по теме:

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.

Развитие речи в дошкольном возрасте.Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 20:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД