МААМ-картинки

Развитие исследовательских способностей дошкольников старшего возраста средствами сказок (10 фото)

Татьяна Кривоногова
Развитие исследовательских способностей дошкольников старшего возраста средствами сказок

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад №31

Проект

«Удивительное рядом»

Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами сказок.

Подготовила:

Кривоногова Татьяна Геннадьевна

Верхняя Пышма 2014г.

Содержание

1. Актуальность.

2. Цель, задачи проекта.

3. Теоретическое обоснование.

4. Ожидаемые результаты.

Публикация «Развитие исследовательских способностей дошкольников старшего возраста средствами сказок» размещена в разделах

5. Формы и методы работы.

6. Формы реализация проекта.

7. Перспектива проекта.

8. Заключение.

9. Приложения.

Актуальность

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, была создана система работы «Удивительное рядом». Проект включает в себя комплекс занятий, игровых упражнений на основе сказок, направленных на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Объект исследования : исследовательские способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : развитие исследовательских способностей старших дошкольников средствами сказок.

Гипотеза исследования : использование сказки способствует развитию исследовательских способностей у дошкольников.

Цель проекта

Развитие умственных способностей детей через исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Использовать сказку и сказочных персонажей в работе по развитию исследовательских способностей дошкольников.

4. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательских способностей дошкольников.

Теоретическое обоснование

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г, Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. Методические рекомендации по развитию познавательной активности с использованием экспериментирования встречаются в трудах разных авторов (Л. М. Маневцовой, О. Л. Князевой, А. И. Савенкова, С. Н. Николаевой, А. К. Матвеевой и др., которые предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Исследования В. В. Гербовой, О. В. Дыбиной, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, В. И. Логиновой, А. И. Ивановой, личности Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, Н. К. Постниковой и др. показали, что дети дошкольного возраста могут усвоить знания об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, изобретательной деятельности.

Таким образом, анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием познавательной активности дошкольников.

Участники проекта

В реализации проекта «Удивительное рядом» приняли участие воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги.

Сроки реализации

Проект «Удивительное рядом» - долгосрочный, творческий, познавательно – исследовательский. Сроки реализации с 15.09.2014 г. по 15.12.2014 года.

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение знаний детей об окружающем мире через исследовательскую деятельность, развитие воображения

2. Вызвать желание родителей к проведению исследовательской деятельности с детьми дома

3. Повышение уровня знаний педагогов по данному вопросу.

Формы реализация проекта «Удивительное рядом».

Работа с детьми:

1. Чтение рассказа В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»;

2. Комплекс занятий с использованием ИКТ: «У меня зазвонил телефон», «Утюг», (фото приложение 1-1) «Сказка о камешке» (приложение 1) и т. д. («Дошкольник 5-7 лет»);

3. Игры «Карусель», «Волшебные превращения» и т. д. (приложение 2);

4. Развлечение «Словесный конструктор» (составление ребусов); (фото приложение 3)

5. Занятие по экологическому воспитанию «Путешествие капельки воды», составление макета «Круговорот воды в природе»; (фото приложение 4)

6. Комплекс опытов на основе авторов Н. Е. Веракса и О. Р. Галимова: «Водолаз Декарта», «Иванушка и молодильные яблоки», «Письмо к дракону», «Незнайка и мороженое» и т. д. ; (приложение 5)

7. Экскурсии в городской исторический музей, в Музей-театр «Барабанный дом», музей природы; (фото приложение 6)

8. Итоговое занятие «Сказочные приключения». (приложение 7).

Работа с родителями:

1. Консультация «Развитие исследовательских способностей детей»; (приложение 8)

2. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; (приложение 9)

3. Анкета «Детское экспериментирование в семье»; (приложение 10)

4. Выездная экскурсия в Музей-театр «Барабанный дом», городской исторический музей, музей природы;

5. Создание с детьми сказки или макета на основе исследуемого предмета; (приложение 11)

6. Подготовка доклада к собранию «Свойства материй»;

8. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности» (приложение 12)

Работа с педагогами:

1. Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» (приложение 13);

2. Консультация «Детское экспериментирование, как средство познавательной активности у детей дошкольного возраста» (приложение 14).

В своей работе, по развитию познавательных способностей у дошкольников, мы использовали следующее:

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т. д.)

3. Разработка конспектов по развитию познавательных способностей.

4. Организация с детьми совместных исследований в повседневной жизни.

5. Проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий, побуждающих детей к исследовательской деятельности.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы и методы работы

• Проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.)

Сказка

• Беседы

• Наблюдения

• Игры

• Экскурсии

• Экспериментирование

Исследование

Рассказ воспитателя

• Тайна, сюрприз

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Повысился интерес к опытно-исследовательской деятельности, к экспериментированию с разными материалами, к истории создания и принципу действия предметов быта.

2. Наблюдается развитие основных логических операций (анализ, сравнение, умение делать выводы, творчества.

У родителей:

1. Родители стали активно принимать участие в развитии исследовательских способностей детей

2. Нетрадиционные формы работы (совместные экскурсии, творческие выступления на собрании и др.) поспособствовали сплочению коллектива, созданию партнерских отношений.

Перспектива дальнейшего развития проекта.

Все, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.

Заключение.

В результате организации детского экспериментирования с использованием сказки мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях всех предметов в природе; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Сказочный материал позволяет создать атмосферу тайны и волшебства. Это способствует развитию фантазии и творчества, необходимых для новых открытий.

Таким образом, мы пришли к выводу, что исследование средствами сказок как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие исследовательских способностей дошкольников старшего возраста средствами сказок
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация детский сад Проект Удивительное рядом Развитие Исследовательская деятельность исследовательских способностей детей Старшая группа старшего дошкольного возраста средствами сказок Подготовила Кривоногова Татьяна Геннадьевна Верхняя Пышма г Цель задачи проекта Теоретическое обоснование Ожидаемые результаты Публикация Развитие исследовательских способностей дошкольников старшего возраста средствами сказок размещена в разделах Исследовательская деятельность Развитие ребенка Материалы для педагогов Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка февраль
Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Проект краткосрочный «Сказка ложь, а спрятан ли в ней урок?» Проект: Сказка ложь, а спрятан ли в ней урок? Проблема: Недостаточный уровень сформированности интереса к народным сказкам у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательских способностей дошкольников старшего возраста средствами сказок
Опубликовано: 22 февраля 2015 в 16:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД