Получи документы

Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания

пенчукова анна петровна
Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ старшего дошкольного возраста ПОД ВЛИЯНИЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: Перед современной школой стоит задача формировать разностороннюю, соответствующую требованиям времени личность младшего школьника, учитывая его физиологические и психические особенности. Одним из факторов развития личности является нравственное воспитание. В работе представлены результаты экспериментального исследования по изучению возможностей нравственного воспитания в развитии личности.

Публикация «Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания» размещена в разделах

Младший школьный возраст - время активного развития личности ребенка. В этот период активно формируются мотивы поведения, интересы, появляются убеждения, проявляются способности, которые надо развивать, демонстрируются черты характера через поведение [3]. Значимое место в развитии личности занимает нравственное воспитание. Нравственное воспитание в процессе обучения – это целенаправленные, систематически осуществляемые (как непосредственно, так и опосредованно) влияния на формирование морального облика. Оно предполагает сознательную, преднамеренную, нравственно ориентированную деятельность педагога, специальные его усилия и работу по эффективному использованию в этом процессе всех возможностей обучения [1].

Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого стало изучение возможностей нравственного воспитания в развитии личности. В качестве респондентов выступили дети старшего дошкольного возраста. На начальном этапе нами был выявлен уровень развития личности дошкольников. С этой целью были диагностированы такие стороны личности младших школьников, как мотивация к учению, развитие умственных способностей, нравственная воспитанность. Были использованы следующие методики:

1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой. Цель: выявление уровня мотивации младших школьников к учению.

2. Методика «Развитие логических операций» Э. Ф. Замбацявичене. Цель: выявление уровня умственного развития младших школьников.

3. Методики «Беседа» Г. М. Фригман, Т. А. Пушкиной, И. А. Каплунович. Цель: выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников [4].

Результаты трех проведенных методик показали, уровень развития личности дошкольников низкий.

Нами была апробирована программа нравственного воспитания по развитию личности под названием «Азбука открытий». Целью программы стала организация образовательной среды, направленной на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного младшего школьника, компетентного гражданина России.

Принципы, лежащие в основе программы:

1) принцип следования нравственному примеру;

2) принцип народности;

3) принцип индивидуально-личностного развития;

4) принцип интегративности;

5) принцип социальной востребованности воспитания;

6) принцип вариативности социального воспитания [1].

«Азбука открытий» включила в себя следующие страницы:

1. Страница Юного Гражданина «Мое Отечество».

2. Страница Добра «Жизнь дана на добрые дела». Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Разноцветная Страница «Город Мастеров».

4. Зеленая Страница «Этот удивительный мир».

5. Прекрасная Страница «Учимся видеть и слышать прекрасное».

6. Родительская Страница «Семья и школа».

Нами были использованы следующие виды и формы организации деятельности:

1) тематические беседы ;

2) проекты;

3) чтение книг, произведений нравственной тематики, работа с фольклором;

4) проблемно-ценностное общение;

5) туристско-краеведческая деятельность (экскурсии);

6) творческая деятельность (конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, журналы, газета);

7) досуговое общение [1].

Нами был повторно выявлен уровень развития личности. С этой целью были диагностированы те же стороны личности младших школьников и использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты методик показали, что уровень развития личности младших школьников стал выше. Такие результаты позволили говорить о положительной динамике в развитии личности младших школьников.

Таким образом, нравственное воспитание оказывает положительное влияние на развитие личности младших школьников. Нравственное воспитание должно быть целенаправленным, планомерным, систематическим, основанным на специальных принципах, формах и видах деятельности.

Список литературы.

1. Рахимов, А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2016. - №6. - С. 54-58.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Проспект, 2012. - 41 с.

3. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. – М. : Междунар. пед. акад., 2010. – 366 с.

4. Филонов, Г. Н. Формирование личности : проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г. Н. Филонов. - М. : Педагогика, 2003. - 198 с.

5. Шилова, М. И. Проблема ценностей и цели воспитания / М. И. Шилова // Классный руководитель. - 2010. - №3. - С. 23-29.

Публикации по теме:

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Работа по самообразованию на тему: «Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Консультация «Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка» ХМАО –Югра город Радужный Составила и провела.

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственные качества начинают развиваться в период дошкольного детства, поэтому это время является достаточно важным в развитии человека.

Проект «Формирование нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в процессе общения» Проблемой нравственного воспитания и развития занимались такие теоретики и практики как: К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И Герцен, Я. А.

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает.

Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 17:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД