МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития дошкольников

Ольга Достовалова
Развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития дошкольников

Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития дошкольников

В ФГОС ДО вопросы общения дошкольников и развития речи рассматриваются в двух образовательных областях «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие». Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в первую очередь – моральных и нравственных. Речевое развитие включает познание речи как средства общения и факта культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ее звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, речевого творчества. Как видите ни одному из направлений работы не уделено во ФГОС столько внимания, как речевому развитию. Но ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования – это принцип интеграции образовательных областей. Как выстроить образовательный процесс с учетом этого принципа, как могут интегрироваться образовательные области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» и «Физическое развитие» в работе по речевому развитию дошкольников? Об этом и пойдет сегодня наш разговор.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, особенно речи. Именно речевое развитие, его объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:

- речь ребенка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей :

- овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей.

Уже давно ни для кого не секрет, что мощный стимул развития у детей речи, восприятия, внимания, памяти и мышления – это развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, формирование которой способствует развитию мышления.

Работая в обычной общеразвивающей группе, часто сталкивалась с детьми, имеющими речевые нарушения, выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы недостаточного развития мелкой моторики вызвала необходимость разработать систему работы по речевому развитию дошкольников, по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• Формировать координацию движений. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей

Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия.

• Способствовать развитию творческих способностей.

• Пополнить развивающую предметно – пространственную среду группы пособиями для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Способствуют развитию мелкой моторики у детей правильно подобранные методы и приемы обучения. В своей работе использую следующие методы и приемы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Свою работу по развитию мелкой моторики начала с детьми второй младшей группы. У них не были сформированы навыки самообслуживания, плохо развита мелкая моторика. В начале своей работы провела диагностическое обследование с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей. Проведенная диагностика показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями.

Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые используются в работе с детьми, я разбила на комплексы:

1. Пальчиковые игры.

2. Игры с предметами.

3. Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.

4. Развитие графической моторики.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик….», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.).

Пальчиковые игры - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:

• Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма. (поиграть в игру с гостями)

• Физкультминутки.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

• Пальчиковые шаги.

Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые.

Игры с предметами. (перед мероприятием раздать гостям несколько предметов, кому-то орехи, кому-то прищепки, кому-то массажные мячики, кому-то резинки для волос)

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. (поиграть в игру с гостями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Помогут скоординировать движения обеих рук игры с бусинками. Предлагала ребенку помочь собрать бусинки. Он брал бусинки, опускал их в коробочку с маленьким отверстием. Потом учились нанизывать бусы на нитку. Со временем дети нанизывали бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине. Работа по нанизыванию, изготовлению бусин требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости.

В игре «Волшебный мешочек» ребенок развивает зрительное внимание и зрительную память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек помещаю в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку.

Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.

Учила детей простым играм с шариком. Например, попасть шариком в цель (в игрушку). Или прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети составляют из них различные фигурки. Игры со счетными палочками сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.

На повышение упругости ручной мускулатуры направлено упражнение «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 3600 сначала в одну сторону, потом в другую. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой. (поиграть в игру с гостями)

В настоящее время в магазинах представлен широкий ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: из куска картона вырезаю какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, листик и т. д.) делаю по контуру с помощью дырокола отверстия. В эти отверстия дети просовывают шнурки. Так же можно прикрепить с помощью шнурков один объект к другому ( например: ёжик несёт яблоко).

Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев.

Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.

В своей практике использую игры с волчками. Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Очень нравятся детям игры с прищепками. Разноцветные бельевые прищепки – готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. Игра с прищепками «Котенок». Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: (поиграть в игру с гостями)

Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики я отводила упражнениям с малыми мячами. Для этого использовала несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Сначала освоение действий с малыми мячами представляло значительные трудности для детей и требовало постоянного повторения. Однако, как правило, уже после 8-10 повторений малыш теряет интерес к движению. В этом случае я вводила как оживляющий процесс игры разные элементы-хлопки в ладоши, поворот туловища. Приведу примеры некоторых упражнений, различной направленности.

1. Бросить мяч вверх и поймать (одной, двумя руками).

2. Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой.

3. Упражнения в бросках и ловле мячей в парах (по очереди, одновременно).

(поиграть в игру с гостями)

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Одна из современных нетрадиционных методик – это криотерапия, или игры со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты. Для малышей до 3 лет безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранится. Пусть малыш погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные пластмассовые или деревянные фигурки, пересчитывает льдинки, ощупывая их пальцами. Ребята постарше могут стоить из ледяных кубиков замки, выкладывать узоры. (поиграть в игру с гостями)

Следующий комплекс – это использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию не только мелкой моторики, но и восприятия, чувства цвета.

На занятиях по изодеятельности я учила детей правильно пользоваться материалами, инструментами, старалась привить практические навыки и умения. Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликацией ребёнок учится пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких занятий можно оценить, насколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка. Интересны и эффективны такие занятия как лепка из глины и пластилина.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Начиная с младшей группы, предлагала детям порисовать пальчиками. Один пальчик обмакнули в желтую краску. На другой ручке, левой «заиграют» белая, оранжевая, зеленая краски. Получилась веселая, необычная даже волшебная палитра. Дети в подарок маме нарисовали целую ниточку ярких, нарядных бус. Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Кто пробежал по дорожке», «Веселое лото», «Ветка рябины», «Новогодняя елка» и т. д. Играли в игру «Следы животных» : ребенок озвучивает животное и ритмичными движениями пальцев старается передать характер походки животного.

В старшей, подготовительной группе особую роль в развитии движений мелкой моторики играет рукоделие : вышивка, шитье, вязание, бисероплетение (бисероплетением мы с детьми подготовительной группы занимались на кружке «Волшебная бусинка»). Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Далее задание усложняется и предлагается пришивать пуговицу меньшим диаметром и с четырьмя дырочками.

Красиво и необычно выглядят картины, созданные из макарон, круп (гречки, фасоли, риса, гороха, семечек. Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

Развитие графической моторики – это следующий комплекс.

В старшей и подготовительной группе, кроме пальчиковой гимнастики, я использовала графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности их слухового и зрительного восприятия, занятия проводила в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.

Использовала такие приемы как, работа с трафаретами, контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам); дорисовка (по принципу симметрии); волшебные узоры, лабиринты. Для развития графической моторики я использовала книжки-раскраски, трафареты разной тематики.

Взаимодействие с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Я провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», в родительском уголке поместила рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Родители оказывают нам помощь в пополнении предметно-развивающей среды по развитию мелкой моторики рук. (обратить внимание гостей на выставку материалов для родителей и пособий, изготовленных руками родителей)

Цель данных мероприятий: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Таким образом, систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети к концу подготовительной группы стали более внимательными, усидчивыми, стали больше общаться со взрослыми и сверстниками, пополнился их словарный запас, кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем, в школе, помогает детям легко овладеть навыком письма.

В перспективе: продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

В заключении хочется еще раз сказать, что упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3. Доказано, что развитие рук связано с развитием мышления и речи ребенка.

Публикации по теме:

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рукСалфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук». «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития дошкольников
Опубликовано: 11 мая 2022 в 15:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД