Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с пластическими материалами

Светлана Крупская
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с пластическими материалами

Введение

Актуальность. В современном воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Развитие крупной и мелкой моторики выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие». В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с пластическими материалами» размещена в разделах

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, так как в головном мозге моторная и речевая зона распложены рядом и стимулируя одну, вы оказываете влияние и на соседние зоны.

Занятия и игры по развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Работа с пластическим материалом – один из самых интересных для ребенка видов продуктивной деятельности,

Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Выше обозначенная актуальность обусловила тему моей работы : «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с пластическими материалами».

Цель работы : изучение особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) рассмотреть психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2) обобщить теоретические знания по проблеме формирования особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка;

3) подобрать методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста для развития у них мелкой моторики.

Глава 1. Проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В первой главе я раскрыла характеристику и сущность понятия «мелкая моторика»; описала психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста; рассмотрела способы и средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Характеристика и сущность понятия «мелкая моторика»

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие мелкой моторики важно еще и по тому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики рук.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Развивая мелкую моторику у ребенка, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук и речь. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.) Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Таким образом, можно построить следующую цепочку развития «мелкая моторика – речь – восприятие» и проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае – он больше интересовался пересечением перекладин.

То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета. Чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете получит ребенок, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его. Это способствует более полному восприятию предмета, выделению его из ряда других, обоснованию его отличительных признаков, запоминанию их, то есть происходит формирование мышления и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть развиваются и мышление, и память, и внимание.

Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.

Правильное формирование мелкомоторных функций важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а следовательно развитием мелкомоторных функций.

Так как центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко, то стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

1.2. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности детей младшего дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 7(8) лет, когда происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Поэтому, в данном возрасте следует развивать и воспитывать в детях любознательность, интерес к труду, приучать ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой игрушки, слушать и выделять звуки в словах, заниматься с ним арифметикой и т. д.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи : значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Постепенно преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.

По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у детей трех лет :

1. Стучит одним предметом о другой.

2. Берёт бусинку или любую круглую деталь двумя пальцами (большим и указательным).

3. Рисует на листе бумаги, а потом перечеркивает рисунок.

4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.

5. По аналогии строит (копирует) мостик из 3-х кубиков

6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3-х кубиков.

7. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

8. Рисует человечка, состоящего из нескольких элементов (не менее 3-х).

Если большая часть навыков им усвоена, можно сделать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук ребёнка проходит нормально.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста позволяет : формировать интеллектуальные способности; положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга; способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

1.3. Пластический материал как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Работа с пластическим материалом фактически является лепкой.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом : влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п.

Работа с пластическим материалом позволяет активизировать сенсорное развитие ребенка, развивает правильное восприятие формы предметов, правильную передачу пространственных отношений между ними. Это – самый осязаемый вид творчества. Свое творение можно не только увидеть, но и потрогать, взять в руки, изменить или добавить какие-либо детали.

При работе с пластическим материалом координируются движения не только рук, но и глаз, развивается цветовое восприятие, умение различать основные цвета и их оттенки. Лепка благотворно влияет на нервную систему. Ребенок не боится ошибиться, ведь пластилин – волшебный материал. Всегда можно что-нибудь поправить, переделать, добавить, убрать, увеличить или уменьшить. В процессе занятий лепкой формируется усидчивость, целеустремленность, желание как можно лучше выполнить свою работу. Дети очень любят этот вид творчества.

Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, можно использовать приемы наглядности: показать предмет, дать возможность потрогать его, рассмотреть. В настоящее время очень много пластических материалов, методик и техник, которые используются в работе с детьми.

Виды пластических материалов и техники их использования на занятиях с детьми:

Солёное тесто – это масса, очень похожая на обычный пластилин. В отличие от привычных твердых брусков цветного пластилина она гораздо мягче, не пачкает руки и одежду, не липнет, не пахнет резиной, не вызывает аллергических реакций. Такое тесто для лепки малыш может попробовать на зубок. Положив кусочек соленой невкусной массы в рот, ребенок тут же потеряет к нему гастрономический интерес и займется интереснейшим делом лепкой.

Воздушный пластилин – эта некая масса для лепки, которая очень мягкая и приятная на ощупь, чем-то напоминающая крахмалистую поверхность или бархат. Работать с таким пластилином очень приятно. Однако, хранить его нужно герметично, так как на открытом воздухе он полностью застывает и становится непригодным для лепки. Такой пластилин идеально подходит для поделок, которые хотелось бы сохранить на память или подарить кому то в качестве сувенира.

Шариковый пластилин – обладает особенной текстурой. Этот вид пластилина представляет собой смесь клейкой основы, мелких шариков из поролона и красящего пигмента. Шариковый пластилин отлично смешивается, можно самостоятельно создавать различные оттенки. Работать с таким материалом очень полезно для детей младшего дошкольного возраста.

Самодельный пластилин – это массы (тесто) для лепки, изготовленные в домашних условиях из доступных ингредиентов. Он пользуется не меньшей популярностью среди детей и взрослых, чем фабричный. Самодельный пластилин помимо красящего вещества может содержать блестки, что делает его более привлекательным и оригинальным. Существует и ароматизированный пластилин, но при использовании его взрослым необходимо быть максимально сконцентрированным, так как есть опасность, что малышам захочется попробовать на вкус такой манящий материал.

Глина – на занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка, среднюю (около 15 %) и тощую (около 30%). Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.

Снег и песок – одно из условий работы с этими материалами – достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.

Пластика (суралин) – разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформируются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних факторов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.

Пластилин – (от итал. plastilina, от греч. plastos – лепной) – ис-кусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Для того, чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Виды лепки:

По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная.

По характеру: реалистичная, стилизованная, абстрактная.

По форме: круглая, рельефная, плоскостная.

Виды техник работы с пластическими материалами :

1. Пластилинография – это рисование или точнее дорисовывание картинок.

2. Рисование пластилиновыми шариками или жгутиками.

3. Традиционная лепка пластилином с использованием различных техник.

4. Конструирование – создание объёмных фигур из снега и песка при помощи различных форм.

Таким образом, техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Основными приемами лепки являются: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Когда ребенок раскатывает и разминает пластилин, мышцы и суставы пальцев получают полезную нагрузку.

Глава 2. Организация практической работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Во второй главе мной описана организация практической работы и проанализированы результаты практической деятельности.

2.1. Средства организации практической работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с пластическим материалом

Для решения практических задач были разработаны : конспекты совместной деятельности воспитателя и детей по развитию мелкой моторики рук у младших дошкольников в процессе работы с пластическими материалами. Содержание конспектов направлено на формирование интереса к лепке и на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Целью данных занятий является развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке.

Так же мною были определены следующие задачи:

Образовательная задача:

– формировать интерес к лепке;

– закрепить представление о свойствах пластического материала и способах лепки;

развивать умение раскатывать комочки, шарики, прутики, цилиндры;

– учить соблюдать правила безопасности при лепке и при использовании инструментов для лепки;

– формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос;

– понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

Развивающая задача :

развивать мелкую моторику;

– согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.

Воспитательная задача:

– воспитывать аккуратность при лепке;

– формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.

Мною был подобран материалы, которые понадобятся в ходе занятий с детьми: соленое тесто, пластилин и другие пластические материалы, разные крупы (перловая, рисовая, пшенная и др.) салфетки, мелкие игрушки, разнообразный природный материал.

Так же мною была проведена предварительная работа с детьми : пальчиковые игры с карандашами, прищепками, крупной мозаикой и другими мелкими предметами; чтение сказки «Колобок» с целью показа процесса замешивания теста; разучивание потешек и песенок («Я пеку, пеку, пеку», «Чтоб испечь нам пирожок», «Вот вода, а вот песок» и др.). Данные потешки и песенки стимулируют желание лепить и также способствуют развитию мелкой моторики, так как предполагают дублирование движений, описанных в тексте.

Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:

– Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: «Какой пальчик сейчас работает? Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. д.

– Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

– Принцип обратной связи. По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:

– пальчиковая гимнастика;

– показ при помощи рук различных изображений «очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

– обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона, сминание пальцами комочков из бумаги;

– перебирание и сортировка круп и семян рис, пшено, горох, фасоль и др. ;

– выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений (геометрических фигур, узоров);

– выполнение аппликаций из природного материала (семян, орехов, яичной скорлупы и т. д. ;

– шнуровка на различных предметах;

– сматывание шерстяной пряжи в клубки;

– нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»;

– выкладывание узоров из мелких камушков;

– графические упражнения – игры: «Дорожка», «По точкам», и др. ;

– игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами);

– лепка из соленого теста.

Игры с песком – одно из самых любимых занятий малышей на прогулке. Дети нашей группы с удовольствием рисуют на сухом песке пальчиками и палочками, создают фигурки из влажного песка с помощью формочек и оставляют на нем отпечатки своих ладошек.

Большой интерес у малышей вызывает лепка из теста – мягкого, податливого материала. На занятии «Вкусное печенье» дети получали силуэтные изображения из теста – выдавливали их формочками для выпечки. На занятии «Вкусное угощение» мы с ребятами не только раскатывали комочки пластилина круговыми движениями ладоней и сплющивали их, но и украшали поделки разными крупами (рис, гречка, перловка). Изготавливая бублики и баранки, раскатывали пластилин в форме колбасок и соединяли их в кольцо. Обыгрывая поделки, «нанизывали» лепные изделия на связку-веревочку. На занятии «Падают, падают листья…» ребята учились отщипывать кусочки пластилина, а затем создавать рельефную картинку путем примазывания к фону маленьких кусочков разного цвета. Раскатывать комочки соленого теста (или пластилина) круговыми движениями для получения снежков в форме шара, малыши учились на занятиях в группе. Закрепляли полученные умения на прогулке, создавая вместе со мной коллективную композицию «Снеговик играет в снежки».

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает рисование пластилином, размазывание, придавливание, процарапывание стеками или деревянными палочками, и т. д.

Педагогу сложно достичь хороших результатов в образовательной деятельности без тесного взаимодействия с семьей, поэтому я постоянно проводила работу с родителями. С целью повышения педагогической компетентности родителей подготовила консультации: «Влияние мелкой моторики на общее развитие ребёнка», «Советы родителям по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет», «Виды современных пластических материалов» и др. Родители вместе с детьми активно участвовали в выставках совместного творчества с использованием пластических и природных материалов. Таким образом, у малышей в семейной обстановке закреплялись полученные на занятиях умения.

Систематическая работа и разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении позволяют достичь следующих положительных результатов:

• кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость,

• исчезает скованность движений,

• способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с пластическими материалами
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 21:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД