Получи документы

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Ирина Жарких
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки. получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности- слух, музыкальную память, чувство ритма.

Публикация «Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В широком смысле в понятие музыкального слуха входят : звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкального произведения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух- способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте.

Все элементы музыкального слуха связаны между собой. Так, развивая музыкальный слух, мы способствуем развитию ладотонального, гармонического, ритмического слуха; одновременно со звуковысотным слухом совершенствуется и фонематический слух, способность различать звуки разговорной речи.

Музыкальный слух- качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого. У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах. Во многих песнях про птиц, животных написанных для маленьких детей, есть музыкальное вступление или заключение, характеризующие персонажи, например, в русской народной прибаутке «Петушок» (Ку-ка-ре-ку, «Белые гуси» (Га-га-га, «Кошка» (Мяу), «Бобик» (Гав).

Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем на фортепиано или поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем или пропеваем в разных регистрах- более высоком и более низком и предлагаем детям угадать, кто лает большая собака или щенок и т. д. Чтобы временная связь между ощущением звука и его воспроизведением была более осознанной, мы предлагаем детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации.

По мере усвоения детьми высоких и низких звуков, мы знакомим их с ладами в музыке. В современной музыке распространены два лада: мажорный и минорный. Занимаясь пением, слушанием музыки, музыкальными играми, мы знакомим детей с произведениями, написанными и в мажорных и в минорных ладах. В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении.

Желая сделать упражнения интересными, доступными детям, мы стремимся придать им образность, конкретность, провести их в форме игры. Так, предлагая детям спеть звуки, говорим «Я вам сыграю на дудочке, вы послушайте. Потом я буду слушать, а вы играть на своих дудочках». Ударяем по клавише, другой рукой делаем дудочку и воспроизводим это звук, исполняя его на слог «Ду». Чтобы звучание его было более интересным, исполняем его с ритмическим рисунком, например : «Ду-ду, ду-у-у». Послушав внимательно, дети повторяют этот звук в сопровождении фортепиано, подражая игре на дудочке. Затем предлагаем сыграть то громче, то тише.

Детям легче спеть с голоса взрослого. Постепенно они привыкают правильно воспроизводить звуки не только спетые, но и сыгранные на музыкальном инструменте.

Важна так называемая наглядность- конкретное слуховое восприятие звуковых комбинаций ; другие органы чувств дополняют и усиливают слуховые восприятия. Например, когда дети поют звук, воспитатель может показать движением руки его высоту.

После усвоения предыдущих упражнений мы ставим перед детьми лесенку. Проигрываем низкий звук, показывая нижнюю ступеньку. Дети слушают а затем поют. Также знакомим детей с высокой ступенькой. Когда дети освоят высокие и низкие звуки, можно попросить детей отгадать звуки с закрытыми глазами, а затем показать на лесенке.

Для закрепления высоких и низких звуков пользуемся и другими приемами. Так в гости к детям приходят маленькие игрушки- фигурки животных, птиц. Например, гусь не знает, на какую ступеньку ему взлететь- на низкую или на высокую. Дети помогают гусю, пропевая звук и ставят гуся на ступеньку. Звуки могут идти в разной последовательности.

Можно проводить и другие игры- загадки, без лесенки, например «Угадай, сколько звуков сыграю». Дети угадывают число звуков, пропевают их, отгадывают последовательность высоты звуков.

Иногда упражнения проводятся в виде игры в цирк, где дети дрессировщики. Выбирают ребенка, который выводит из-за лесенки игрушку- животное.

Воспитатель играет звук. Дети говорят «Гоп», фигурка, управляемая ребенком, прыгает на ступеньку. Упражнениям на занятиях отводятся 4-5 минут в младших группах, 6-8 в старших, но проводятся они систематически и с постепенным усложнением.

Необходимо учитывать не только возраст, но также навыки и умения детей. Постепенно у детей развивается звуковысотный музыкальный слух, чистота интонации, слуховое внимание; упражнения помогают развитию слуховых представлений- дети начинают осознанно воспринимать и воспроизводить звуки.

Вместе с тем эти упражнения – хорошая основа для изучения нотной грамоты в школе и при поступлении в специализированные музыкальные школы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию звуковысотного слуха «Музыкальная полянка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию звуковысотного слуха «Музыкальная полянка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра по развитию звуковысотного слуха «Музыкальная полянка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Шубенкова Татьяна.

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Музыкальные игры для развития звуковысотного слуха детей младшего дошкольного возрастаМузыкальные игры для развития звуковысотного слуха детей младшего дошкольного возраста Часто, когда речь заходит о музыкальном слухе, можно услышать: «…мне медведь на ухо наступил» или «…у моего ребенка совсем нет музыкального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2023 в 11:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД