Папки-передвижки

Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста игрой на шумовых инструментах

Инна Кирьякова
Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста игрой на шумовых инструментах

В дошкольном возрасте детьми приобретаются знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира, формируются эталоны красоты, духовность.

Ребенок по своей природе любопытен и очень активен, ему хочется

потрогать своими руками, проверить, как все работает, как устроен тот или

иной предмет. Игровое исследование начинается еще в самом раннем

детстве: это посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель,

пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда

можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Дети стремятся ко всем

Публикация «Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста игрой на шумовых инструментах» размещена в разделах

предметам, из которых они могут извлечь звуки. И когда в его руках начинает что-то звенеть, шуметь, стучать ребенок испытывает огромную радость.

Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен. В домашних условиях у детей не всегда есть возможность услышать их звучание «вживую». Чаще они слышат музыку в аудиозаписи. И поэтому передо мной, музыкальным руководителем, стоит задача: ознакомить дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами, ознакомиться с новыми методами и технологиями по обучению игре на детских музыкальных инструментах.

Один из видов детской исполнительской деятельности это игра на музыкальных инструментах, которая привлекает дошкольников. Ребенок

слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку.

В процессе игры развиваются и совершенствуются музыкальные способности. ярко проявляются индивидуальные черты каждого

исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности.

Обучение игре на музыкальных инструментах, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот вид деятельности оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Вот почему игра на детских музыкальных инструментах, способствующая развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, в настоящее время является актуальной.

Работа музыкального руководителя направлена на то, чтобы показать детям,

что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир, дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому

тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние

на душу человека. Нужно дать почувствовать ребенку, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует поэтапной

работы:

1 - слушание, запоминание мелодии;

2 - пропевание мелодии (попевки);

3 - прохлопывание ритмического рисунка попевки;

4 - разучивание мелодии (попевки).

5 - исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;

6 - исполнение попевки в оркестре;

7 - исполнение разученных произведений на детских праздниках,

совершенствование навыков коллективной игры.

Обучение игре на музыкальных инструментах начинается с группы

Ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Провожу занятия с небольшими группами детей и индивидуально. В каждой группе нашего детского сада есть музыкальные уголки, в которых находятся различные инструменты (в зависимости от возраста детей) : погремушки, металлофоны, аккордеоны, маракасы, румба, дудочки, свистки, бубны, барабаны. Поэтому дети используют музыкальные инструменты в повседневной жизни.

С 1 младшей группы начинаю знакомство с музыкальными инструментами в игровой форме. Например, кошечка принесла корзиночку с чем-то интересным. Это погремушки. Дети с увлечением их рассматривают, пробуют извлекать звук. Вместе с воспитателем под исполняемую пьесу выполняют движения. выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра учит различать тихое и громкое звучание, доставляет малышам радость. На следующем занятии дети встречаются с Мишкой. Он приносит бубен и хочет танцевать. Воспитатель ударяет в бубен, а Мишка танцует медленно, вперевалочку. Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. В этом возрасте дети только оказывают инструменты, не называя их.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных

инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе,

продолжаю знакомить с новыми – добавляю дудочку, колокольчик, барабан и

металлофон. К детям в гости приходит Кукла, приносит с собой кубики

и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Дети с удовольствием под

плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками, а кукла начинает

плясать. В игре «Кто по лесу ходит?» задание усложняется. Дети учатся

сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит

мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик. Продолжая развивать

динамическое восприятие, использую такие игры как «Тихие и громкие

ладошки», «Тихие и громкие звоночки», где колокольчиками то тихо, то громко в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом задание усложняю: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки– тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку. В этом случае у детей развивается выдержка и внимание. Во 2 младшей группе дети уже не только показывают инструменты, но и называют их и пытаются поиграть на них.

В средней группе вводится новый вид детской музыкальной деятельности- игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с каждым ребенком. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Также в средней группе подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных

инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм.

Мною была разработана картотека музыкально - дидактических игр.

Музыкально-дидактические игры помогают развивать в

детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем

или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них

самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому обязательно

применяются в работе на занятиях различные игры, способствующие более

эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным

времяпровождением, но и интересным.

На занятиях ребята закрепляют навыки игры на детских музыкальных

инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы, муз.

треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей

передавать простые ритмические рисунки небольших песенок, попевок.

Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание

ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных

инструментах.

Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяла

моделирование их с помощью широких и узких полосок, которые дети

выкладывают на фланелеграфе. С этой же целью дидактические игры на определение длительности звуков.

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения

данной проблемы стало элементарное музицирование.

Обучение элементарному музицированию провожу последовательно.

Вначале идут хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки) здесь же

Впервые знакомимся со звучащими самодельными инструментами. Далее проводим творческое исследование тембро-динамических возможностей инструментов с помощью таких приемов, как показ педагога («дирижер», может быть импровизационная игра детей; использую вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как можно еще поиграть на инструменте, может быть свободный обмен инструментом по желанию детей. И на последнем этапе разучиваем музыкальные произведения с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.

Во время игры на музыкальных занятиях дети учатся слышать сильные и слабые доли такта, благодаря этому тренируется ритмический слух. Движение мелодии по ступеням вверх или вниз, различная высота извлекаемых звуков способствует развитию звуковысотного слуха. На занятиях знакомлю детей с тем, что каждый инструмент имеет свою тембровую окраску, учимся различать их звучание, таким образом, развиваем тембровый слух. Громкое и тихое звучание разучиваемых песенок, попевок во время игры, постепенное затихание или усиление громкости тренирует диатонический слух. Разучивание разнохарактерных пьес в детском оркестре способствует восприятию музыки и эмоциональной отзывчивости на нее.

На занятиях использую различные формы работы, сочетаю подачу

теоретического материала с практической работой - это ритмические

упражнения, игра на шумовых инструментах, игра в оркестре, творческие

упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют, дополняют друг друга. Чаще всего использую такие методы и приемы, как демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа).

Для пробуждения у детей интереса к музыкальным инструментам, мы просматриваем с ребятами видеоматериалы, которые знакомят с теми инструментами, которых нет в детском саду. После просмотра таких видеофильмов, мы решили пополнить музыкальные уголки самодельными инструментами. На всех ступенях обучения использование самодельных инструментов является обязательным. Работа над созданием самодельных музыкально - шумовых инструментов дает ребенку возможность творчески

раскрыться, проявить свою индивидуальность, раскрыть свои творческие

способности, также совместная деятельность детей, родителей и воспитателей способствует сплочению детского коллектива, а также умение

детей договариваться друг с другом, выслушивать советы и мнения друг

друга. Большую помощь в изготовлении самодельных инструментов оказали

родители. Для родителей проводятся мастер – классы.

Воспитатель играет немаловажную роль в проведении музыкальных занятий. Ведь он первый и главный помощник. С воспитателями так же проводятся презентации, консультации, мастер-классы, беседы. Педагоги активно

включаются в процесс подготовки и проведения музыкальных занятий, игре

на музыкальных инструментах. Принимают участие в изготовлении музыкальных инструментов. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или

слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее. Грамотное построение

музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует

оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и

взрослыми.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Методическая разработка для родителей «Развитие гибкости у детей дошкольного возраста». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Дидактическое пособие «Море музыки» для развития музыкальности детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Море музыки» для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию пособие "Море музыки". Оно представляет собой целый музыкально-дидактический комплекс. Данное пособие выполнено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста игрой на шумовых инструментах
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 15:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД