Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

Ирина Тараканова
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

Дети с нарушением зрения зачастую имеют не один, а несколько нарушений. Одним из них является низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Из-за отсутствия или снижения остроты зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей.

Развитие осязательного восприятия является эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. Органом осязания является рука.

Механизм компенсации недостаточности зрительной информации об окружающем мире у детей с нарушением зрения формируется значительно медленнее. Поэтому необходима специальная коррекционно-компенсаторная работа, направленная на развитие полисенсорных способов восприятия, обеспечивающих более качественное предметно-практическое действие, которое способствует лучшему и четкому узнаванию окружающего мира, используя свои руки и другие сохранные анализаторы. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки является общая неготовность большинства детей к письму или проблем с речевым развитием.

Коррекционно-развивающая работа включает следующие виды деятельности:

• Приемы обследования предметов

• Практическая деятельность (общее развитие мелкой моторики)

Моторная координация

и осуществляется на основе дифференцированного подхода к детям с учетом степени нарушения зрения, уровня развития осязания и мелкой моторики, состоит из нескольких частей:

Подготовительная часть( 3-5 мин.) – самомассаж или упражнения для рук. Они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развивать их подвижность и гибкость.

• Основная часть – ознакомление детей с приемами выполнения различных видов предметно-практических действий, развивающих тактильную чувствительность (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, рельефных изображений, различных видов поверхностей по фактуре и материалу) и зрительно-моторную координацию и мелкую моторику кистей и пальцев рук, ручную умелость в различных видах предметно – практической деятельности.

• Заключительная часть( 3-5 мин.) – гимнастика для снятия зрительного напряжения.

При условии успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приемов конкретной предметно-практической деятельности время на изучение разделов программы может изменяться.

Для развития тактильной чувствительности кистей рук можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

1. Игры с крупой или песком. Сюда входит: опознание предмета в крупе, рисование различных форм, предметов, поиск предметов в мелкой и крупной крупе.

2. Игры с пуговицами и различными видами косточек от фруктов (сортировка по величине, выкладывание по контуру и др.)

3. Игры с решеткой для раковины или пельменницей. Н/р. «Соберем мед» (Ребенку предлагается одеть пчелку на указательный палец и пролететь по сотам, собрать мед, «Тревога» (Пельменница удерживается вертикально. Ребенок просовывает карандаш в отверстие, вращая его там и издает звук, «На свой этаж» (Пельменница – вертикально. Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы cоединяет их, образуя кольцо. так передвигается до заданного этажа, пальцы можно менять).

4. Игры с пробками. Н/ р. «Лыжники» Двигаемся на «лыжах» (пробки одеты на средний и указательный пальцы рук, делая по шагу на ударный слог стихотворения. «Составь узор» - закручивание пробок разного цвета по образцу или словесной инструкции и др.

5. Игры с бельевой прищепкой. Н/р. «Лучики солнышку», «Иголки для ежика», «Подбери по цвету» и др.

6. Игры-лабиринты. Н/р. «Прокати шарик» (2куска ткани прострочены в виде лабиринта по которому проталкивается крупная бусина, «Пройди по дорожке и расскажи» (дорожка из бархатной или наждачной бумаги).

7. Игры с мукосолкой, глиной. Н/ р. «Вылепи на ощупь» и др.

8. Игры- шнуровки. Н/р «Волшебные веревочки», «Шнуровка по образцу», «Завяжем узелок» и др.

9. Игры со счетными палочками. Н/р. «Переложим палочки»(пальцы чередуются в паре с большим, одной рукой, затем двумя руками).

10. Работа в тетрадях в клетку. Н/р. «Продолжи ряд», «Дорисуй вторую половинку», «Срисуй также», «Графические диктанты», «Печатаем цифры» и др.

11. Пальчиковые игры (игры с движениями пальцев в стихотворной форме).

12. Игры с мозаикой, конструкторами.

Вся работа сопровождается забавными стихами для того, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу.

Игры используются как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

Таким образом, под влиянием специально направленной. систематической коррекционной работы у детей с нарушением зрения улучшается функциональное состояние зрения. развитие осязательного восприятия и мелкой моторики достигает высокого уровня, что способствует полноценному познанию окружающего мира.

Материал подготовила учитель - лефектолог: Тараканова И. В.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционно-развивающее пособие «Тактильные дощечки» для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это.

Презентация на ММО «Развитие тактильно-двигательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» Систематически организованная коррекционная работа,направленная на развитие тактильно-двигательного восприятия,является основой развития.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 19:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и...
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка "ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ" ЗАДАЧИ . Продолжать освоение техники...
Мастер-класс «Пасхальный сувенир»
Праздник Пасхи – это великий праздник, называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Готовились к нему заранее: убирали и украшали свой...
Подснежник. Мастер-класс
Несколько лет назад необходимо было изготовить подснежники для украшения зала. На тот момент вариантов изготовления было немного. Испробовала несколько...
Фотоотчёт занятия по художественному творчеству (рисование) «Полосатая дорожка»
Я в марте проводили неделю «Правила дорожного движения». Проект и презентацию уже опубликовала. Хочу ещё представить фотоотчёт занятия...
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...