МААМ-картинки

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами модели

Ростунова Фаина Владимировна
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами модели

Статья воспитателя Ростуновой Ф. В.

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами моделирования»

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами модели» размещена в разделах

На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.

Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которую необходимо усвоить.

Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.

В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.

На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами моделирования.

Задачи:

- Формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных на примере представителей родного края.

- Развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе ро-довых и видовых классификаций природного мира.

- Развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода модели-рования.

- Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении средствами моделирования

- Формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем, развитие природоохранной деятельности.

Развивающая предметно пространственная образовательная среда в группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огород.

Материалы и оборудование уголка природы в группе условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.

Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор). В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги.

На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.

В нашей работе были использованы следующие модели животных : звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных, защита. С помощью этих моделей, дети учились:

- правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательно-сти составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных.

Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.

При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.

На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в по-вседневную жизнь детей.

На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.

Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изодеятельность, конструирование. Дети изготовляли модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.

В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.

Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирова-ния, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.

• Использование моделей позволило стать переходным этапом от оперирования ребёнком наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что суще-ственно повысило возможности детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,

• они лучше стали понимать и принимать устные задачи.

Формирование системных знаний о животном мире позволило закрепить, обоб-щить данные умения необходимые для подготовки детей к школе.

• У детей сформировались представления о роли животных в мире природы.

• Повысились практические навыки по уходу за животными.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами модели
Опубликовано: 12 января 2021 в 19:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД