Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности

Наталья Травникова
Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность с самого раннего детства, когда у ребёнка закладываются прочные убеждения.

Исследования последних лет (А. Н. Захлебный, И. Д Зверев, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова) показали, что результатом экологического воспитания являются не только знания о природе, но и умение использовать их в реальной жизни. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего неравнодушно и осознанно относиться к окружающему миру, высказать своё суждение.

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. В нашей группе, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, проектно-исследовательская деятельность стала частью учебного процесса.

В этом году мною разработан комплексный экологический проект, объектом исследования которого стал хвойный лес, а конкретно – его представители - ель и кедр. Почему именно эта тема?

Во-первых, в нашем заполярном крае очень много лесов. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания, воспринимая как неживые объекты. На вопрос: «Что такое лес?», они отвечают: «Лес — это когда много деревьев», то есть воспринимают лес как скопление деревьев, не упоминая растения, грибы, насекомых, зверей, птиц. Поэтому мы, взрослые, просто обязаны познакомить с детей с лесом, как особым сообществом жизни на Земле, воспитать осознанное стремление беречь его и охранять.

Во-вторых, если дети достаточно хорошо различают лиственные деревья, то из хвойных, как правило называют только ель, часто ассоциируют её с Новым годом и не видят ничего предосудительного, чтобы срубить её на праздник. Поэтому, я выделила следующие основополагающие вопросы проекта:

• Что такое хвойный лес?

• Как различить ель и кедр?

• Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие?

• Чем щедры ель и кедр?

• Какие опасности угрожают лесу?

• Какие предметы изготавливают из ели и кедра?

• Как защитить ель и кедр?

• Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ель?

• Новый год без ёлки? Чем заменить живую ель, кедр?

• Почему нужно беречь хвойный лес?

В процессе подготовительного этапа провела отбор содержания знаний о хвойном лесе и его представителях – ели и кедре, а так же о их «соседях» - растениях и животных; составила конспекты непосредственно образовательной деятельности, подобрала художественную литературу, дидактический материал, ориентируясь на соблюдение принципов формирования системных знаний у детей, исходя из исследования И. А. Хайдуровой, Н. Н Кондратьевой.

Экологический проект «Ель и кедр»(группа компенсирующего вида для детей 5-7 лет с ТНР)

Проект направлен на решение вопросов познавательного развития и экологического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет конкретизации задач по коррекции речевых нарушений у детей и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Автор: Травникова Н. Л., воспитатель МДОУ №9 п. Кильдинстрой, Кольского района, Мурманской области

Участники: воспитатель, дети, родители.

Вид: познавательно-исследовательский, групповой.

Срок реализации: 3 месяца

Цель:

• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

• Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания (объекты –ель и кедр, осознанного действенного отношения к окружающим природным объектам на основе представлений об их значимости в жизни человека, желание их беречь и охранять.

• Совершенствовать лексико-грамматические категории и связную речь детей на основе углубления представлений и пополнения знаний по лексическим темам «Деревья и их плоды», «Дикие животные», «Птицы», «Новый год».

• Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.

• Создать в ДОУ условия для взаимодействия с родителями.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Познакомить детей с хвойным лесом как особым сообществом жизни на Земле; с представителями хвойного леса – кедром и елью, учить сравнивать их по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе); учить относить дерево к той или иной разновидности леса (ельник, кедрач).

• Закрепить представления о том, что деревья живые. Познакомить со строением кедра и ели.

• Систематизировать представления о взаимодействии растений, животных и птиц в лесу; показать значение ели и кедра в цепи питания;

• Уточнить обобщающие понятия «Хвойные деревья», «Дикие животные», «Птицы».

• Активизировать и обогатить словарный запас детей.

• Закрепить правильное употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных, предлогов «в», «за», «на», «под».

• Расширить представления о значении их в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

• Учить создавать образы природы с помощью различных изобразительных средств.

Коррекционно – развивающие:

• Совершенствовать связную речь детей, коммуникативные навыки, опыт исследовательской деятельности;

• Развивать умственные операции сравнения и обобщения, наблюдательность, любознательность, познавательный интерес к природе, желание получать новые знания из книг, зрительное внимание, слуховое восприятие, речедвигательные координации; артикуляционную, общую и пальчиковую моторику рук; детское творчество в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности;

Коррекционно – воспитательные:

• Пробуждать чувственное отношение детей к красоте леса.

• Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Интеграция образовательных областей: Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Результат:

• У воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-

• исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления;

• Повысился уровень экологической культуры воспитанников;

• В проектную совместную деятельность вовлечены родители;

• Создана предметно-игровая среда в группе;

Публикации по теме:

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности
Опубликовано: 6 июня 2013 в 08:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...