Папки-передвижки

Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности

Наталья Травникова
Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность с самого раннего детства, когда у ребёнка закладываются прочные убеждения.

Публикация «Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Исследования последних лет (А. Н. Захлебный, И. Д Зверев, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова) показали, что результатом экологического воспитания являются не только знания о природе, но и умение использовать их в реальной жизни. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего неравнодушно и осознанно относиться к окружающему миру, высказать своё суждение.

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. В нашей группе, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, проектно-исследовательская деятельность стала частью учебного процесса.

В этом году мною разработан комплексный экологический проект, объектом исследования которого стал хвойный лес, а конкретно – его представители - ель и кедр. Почему именно эта тема?

Во-первых, в нашем заполярном крае очень много лесов. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания, воспринимая как неживые объекты. На вопрос: «Что такое лес?», они отвечают: «Лес — это когда много деревьев», то есть воспринимают лес как скопление деревьев, не упоминая растения, грибы, насекомых, зверей, птиц. Поэтому мы, взрослые, просто обязаны познакомить с детей с лесом, как особым сообществом жизни на Земле, воспитать осознанное стремление беречь его и охранять.

Во-вторых, если дети достаточно хорошо различают лиственные деревья, то из хвойных, как правило называют только ель, часто ассоциируют её с Новым годом и не видят ничего предосудительного, чтобы срубить её на праздник. Поэтому, я выделила следующие основополагающие вопросы проекта:

• Что такое хвойный лес?

• Как различить ель и кедр?

• Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие?

• Чем щедры ель и кедр?

• Какие опасности угрожают лесу?

• Какие предметы изготавливают из ели и кедра?

• Как защитить ель и кедр?

• Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ель?

• Новый год без ёлки? Чем заменить живую ель, кедр?

• Почему нужно беречь хвойный лес?

В процессе подготовительного этапа провела отбор содержания знаний о хвойном лесе и его представителях – ели и кедре, а так же о их «соседях» - растениях и животных; составила конспекты непосредственно образовательной деятельности, подобрала художественную литературу, дидактический материал, ориентируясь на соблюдение принципов формирования системных знаний у детей, исходя из исследования И. А. Хайдуровой, Н. Н Кондратьевой.

Экологический проект «Ель и кедр»(группа компенсирующего вида для детей 5-7 лет с ТНР)

Проект направлен на решение вопросов познавательного развития и экологического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет конкретизации задач по коррекции речевых нарушений у детей и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Автор: Травникова Н. Л., воспитатель МДОУ №9 п. Кильдинстрой, Кольского района, Мурманской области

Участники: воспитатель, дети, родители.

Вид: познавательно-исследовательский, групповой.

Срок реализации: 3 месяца

Цель:

• Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

• Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания (объекты –ель и кедр, осознанного действенного отношения к окружающим природным объектам на основе представлений об их значимости в жизни человека, желание их беречь и охранять.

• Совершенствовать лексико-грамматические категории и связную речь детей на основе углубления представлений и пополнения знаний по лексическим темам «Деревья и их плоды», «Дикие животные», «Птицы», «Новый год».

• Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.

• Создать в ДОУ условия для взаимодействия с родителями.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Познакомить детей с хвойным лесом как особым сообществом жизни на Земле; с представителями хвойного леса – кедром и елью, учить сравнивать их по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе); учить относить дерево к той или иной разновидности леса (ельник, кедрач).

• Закрепить представления о том, что деревья живые. Познакомить со строением кедра и ели.

• Систематизировать представления о взаимодействии растений, животных и птиц в лесу; показать значение ели и кедра в цепи питания;

• Уточнить обобщающие понятия «Хвойные деревья», «Дикие животные», «Птицы».

• Активизировать и обогатить словарный запас детей.

• Закрепить правильное употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных, предлогов «в», «за», «на», «под».

• Расширить представления о значении их в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

• Учить создавать образы природы с помощью различных изобразительных средств.

Коррекционно – развивающие:

• Совершенствовать связную речь детей, коммуникативные навыки, опыт исследовательской деятельности;

• Развивать умственные операции сравнения и обобщения, наблюдательность, любознательность, познавательный интерес к природе, желание получать новые знания из книг, зрительное внимание, слуховое восприятие, речедвигательные координации; артикуляционную, общую и пальчиковую моторику рук; детское творчество в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности;

Коррекционно – воспитательные:

• Пробуждать чувственное отношение детей к красоте леса.

• Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Интеграция образовательных областей: Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Результат:

• У воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-

• исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления;

• Повысился уровень экологической культуры воспитанников;

• В проектную совместную деятельность вовлечены родители;

• Создана предметно-игровая среда в группе;

Публикации по теме:

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие представлений о хвойном лесе у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством проектной деятельности
Опубликовано: 6 июня 2013 в 08:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД