Папки-передвижки

Развитие пространственной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Татьяна Пышкина
Развитие пространственной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Пространственная ориентировка у детей с общим

недоразвитием речи

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

А. А. Венгер

Приход ребёнка в школу является важным моментом в его жизни, началом нового этапа роста и развития.

Публикация «Развитие пространственной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)» размещена в разделах

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике общеобразовательной школы наблюдается тенденция - неуклонное усложнение программы 1-го класса, внедрение в практику альтернативных технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику высокие требования.

К сожалению, всё чаще некоторым родителям приходится сталкиваться с тем, что у их ребёнка, развивающегося до школы так же, как другие дети, возникают трудности при овладении письмом и чтением. Ошибки, которые допускают дети в тетрадях, устранить бывает очень трудно

К многочисленным ошибкам, как правило, добавляются отклонения в поведении. Они вызваны утомляемостью, нервозностью. Всё это приводит к негативному отношению к учёбе, к конфликтам с родителями, учителями, другими детьми, а иногда и к болезням.

Работая в группе для детей с ОНР, мы с коллегами видим, что наши дети испытывают трудности пространственной ориентировки, что является причиной нарушения письма, а значит и причиной нарушения мелкой моторики. Кант писал: «Рука- вышедший наружу мозг»

Что он хотел этим сказать?

Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Дети с ОНР также не умеют использовать в своей речи предложно-падежные конструкции.

В подготовительной к школе группе у детей с ОНР появляются ошибки,вызванные несформированностью пространственного ориентирования и их мы разделили на группы

1)на уровне буквы и слога происходят замены по кинетическому принципу.

Смешиваются такие буквы: О-С, И-У, У-Ч, Г-Р

смешение по оптическому принципу. Это такие буквы, как Ц-Щ, П-Г,И-Й,Ш-Щ,В-Р

неточности (искажение или недописание букв)

недописание элементов

зеркальное написание букв

2)на уровне слова

Ошибки возникают чаще по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слов: в начале слова в обратных слогах меняются буквы, слоги преобразуются в прямые. Ошибки появляются в слогах со стечением сходных по написанию букв

покрыл - открыл

зелмя - земля

сунул - уснул

шотры - шорты

конпа - копна

Такие ошибки ведут к затруднению в осуществлению звукослогового анализа

3) на уровне фразы

У наших детей с ОНР можно выделить ошибки, которые связаны с употреблением в письменной речи конструкций с предлогами. Дети затрудняются в понимании значений пр6дложно-падежных конструкций и их написании, опускают, заменяют их или удваивают.

4) на уровне текста

Ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять её в памяти.

Сформированные к 6-7 годам пространственные ориентировки обеспечивают детям успешное усвоение всех этапов научения письму.

На своих логопедических занятиях (НОЛД) мы работаем над :

-уточнением представлений детей о схеме тела и ближайшего окружения

-формированием умений ориентироваться в направлениях в пространстве

-устранением замен и смешений букв по оптико-пространственным и кинетическим признакам

-развитием мелкой моторики

-умением использовать предметно-падежные конструкции пространственного значения.

В индивидуальной логопедической деятельности с детьми, имеющими проблемы в усвоении предложных конструкций и нарушениями мелкой моторики мы используем :

-сборник Павловой Т. А. «Развитие пространственной ориентировки у дошкольников и младших школьников» М. ,Школьная пресса,2004 г.

-Рабочую тетрадь Павловой Т. А. по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников 2004г.

-Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (из опыта работы Милостивенко Л. Г. С-Петербург,фирма,Стройлеспечать,2005 г.

В ходе работы над мелкой моторикой,дети с ОНР не только овладевают развитием тонких движений пальцев рук, но и быстрее овладевают правильным произношением звуков.

Одним из интересных приёмов работы над мелкой моторикой является «конструирование» букв из пальцев и карандашей.

Такая необычная деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизводить пальцевую фигуру,стимулирует запоминание графического образа буквы, развивает ловкость движений пальцев и кистей рук, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Работая над мелкой моторики и пространственного ориентирования,мы пришли к выводу, что такие упражнения играют положительную роль в коррекционном обучении детей с ОНР по профилактике дисграфии.

В работе над предложными конструкциями мы используем материал рабочей тетради Т,А, Павловой.

Нами ведется последовательное, длительное обучение детей с ОНР умению понимать значение предлогов и употреблять их в речи. Дети усваивают с каким падежом существительных или прилагательных употребляются эти предлоги на занятиях по темам «Слова-предметы», «Слова-признаки». Нами включаются в работу предлоги с пространственным значением места :ЗА,НА,ПЕРЕД,НАД,ПОД, а также предлоги, обозначающие движение в пространстве :ОТ,К,ПО,В,ИЗ.

Понятно, что дошкольники с ОНР не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка. Поэтому мы постарались расположить прохождение предлогов в порядке возрастающей сложности. В течении года она такова:ОТ,ОТ-К,ИЗ,ИЗ-В,ЗА,ЗА-В,НА,СО,НА-С,ПОД,ПОД-НАД,ОКОЛО,ВОКРУГ,ИЗ-ЗА,ИЗ-ПОД,ЧЕРЕЗ,МЕЖДУ

Для нас важно, чтобы дети улавливали некоторые закономерности в строе услышанных фраз,а также воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные взрослым.

МЯЧ ЗАКАТИЛСЯ СО СТОЛ.

КУБИК УПАЛ В СТОЛА.

Опыт показывает, что только при такой методике возможно ввести в активную речь ребёнка с ОНР отсутствующий предлог, значительно сократить количество аграмматизмов в падежной форме.

Таким образом, по нашему предположению, развитие пространственного ориентирования у детей с ОНР

-через развитие мелкой моторики

-через работу над предложно-падежными конструкциями пространственного значения

позволяют:

1)регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга,что положительно сказывается на исправление речи детей

2)совершенствовать внимание и память – психические процессы, связанные с речью

3)облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Все вышеперечисленное развивает пространственную ориентировку у детей с ОНР и является профилактикой дисграфии при обучении в школе.

Публикации по теме:

Психологическая готовность к школе «Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться.».

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Опубликовано: 8 июня 2014 в 17:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД