МААМ-картинки

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.

Светлана Князева
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.

Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова. У детей часто возникают проблемы с описанием какого-либо предмета в пространстве. Когда сказать «на», а когда «над»? Где «за», а где «перед»? Дети боятся ошибиться и боятся использовать предлоги в своей речи. Так же они часто путаются в использовании предлогов «в» и «на» : «Папа пошел в завод», «Мама работает на магазине», «Солнышко спряталось тучу».

Публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР, Работа над предлогами,» размещена в разделах

Работая над предлогами, логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи:

1. Сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов;

2. Сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове;

3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог, т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога);

4. Научить детей правильно употреблять предлоги;

5. Дифференцировать предлоги : В – ИЗ, НАД – ПОД, ИЗ-ПОД – ИЗ, ИЗ-ЗА – ИЗ;

6. Анализировать предложение с пропущенным предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счету предлог и т. д.);

7. Составлять предложение с предлогом по схеме.

Начиная работу над предлогами, логопед должен дать детям представление о том, что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова – предлоги. Чтобы проверить это, логопед раздает детям небольшие предметы (например, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол, в стол и т. д. Затем дается такое же задание, не употребляя предлога : «Положите кубики стол». Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет, поскольку не было названо маленькое, но очень важное слово – предлог.

Логопед объясняет детям, что эти маленькие слова – предлоги помогают нам понять, где находится предмет, поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение. Каждое маленькое слово – предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание положить предмет на стол, на книжку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов.

На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог». Большое внимание уделяется демонстрации действий, прослушивание детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.

Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости то усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее усвоение материала проводится на индивидуальных занятиях.

Список используемой литературы:

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. – организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., «Просвещение», 1991г

2. Новикова Е. В. – Секреты предлогов и падежей. – М., «Гном и Д», 2007г

3. Новиковская О. А. – Логопедическая грамматика. – С-пб., «Корона – принт», 2004г.

Публикации по теме:

Диагностика пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта. Коррекционная работа на уроках математики При работе с умственно отсталыми детьми, все специалисты сталкиваются с практически полным отсутствием у них пространственных представлений.

Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи Дидактическая игра представляет.

Дидактическая игра по развитию пространственных представлений «Лесная прогулка»Дидактическая игра по развитию пространственных представлений «Лесная прогулка» Дидактическая игра «Лесная прогулка». Цель: развивать пространственное представление о направлениях, закрепить знание понятий слева, справа,.

Формирование предметно-пространственных представлений «За грибами в лес пойдём» в средней группе Конспект занятия по математическому развитию в средней группе Тема: «За грибами в лес пойдем» 1. Игра «Времена года». 2. Пальчиковая игра.

Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта» В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даются.

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста 1. Представления о собственном теле. 1. «Право – лево» К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела.

Конспект НОД развитие представлений об окружающем мире и себя в подготовительной группе «Работа сердца» Образовательные: 1. Формировать представление детей о собственном теле, о назначении частей тела, понимания его красоты. 2. Познакомить.

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию предметно-пространственных представлений «Путешествие в сказку» Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия. Образовательные задачи: • продолжить формировать умение.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости Несформированность пространственных представлений ведёт к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях – на уровнях буквы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.
Опубликовано: 26 июня 2015 в 14:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД