МААМ-картинки

Развитие речи детей 2–3 лет

Валерия Бочарова
Развитие речи детей 2–3 лет

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет» размещена в разделах

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

В этом возрасте в развитии речи детей происходят значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в произношении собственной речи. Понимание речи взрослых становится качественно новыми: ребёнок начинает прислушиваться к тому, о чём говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

К средствам развития речи в первой младшей группе относятся игрушки, картинки, книжки, дидактические игры и упражнения, пальчиковая ги

настика. Для развития речи подойдёт любая интересная и безопасная игрушка, но гораздо удобнее и эффективнее иметь заранее подготовленные наборы. Например, дидактическая кукла. Это обычная кукла, но к ней прилагаются комплекты одежды для разных сезонов, игрушечной посуды, принадлежностей для ванной комнаты, предметов обихода и т. д. К игрушкам относятся и персонажи кукольного театра. Картинки подразделяются на предметные и сюжетные. На первых изображены предметы или объекты природы, на вторых – какие-либо события (дети играют в песочнице, водитель ведёт грузовик и т. д.). Также бывают картинки с изображением людей, животных. В этом возрасте для развития речи используются произведения А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, других детских прозаиков и поэтов, малые формы детского фольклора. Дидактической называют игру, которую организует педагог с целью обучения детей. Речевые упражнения также направлены на обучение, но в них нет всех компонентов игры (игровая задача, сюжет, правила). Во время пальчиковой гимнастики воспитанники произносят текст небольшого стихотворения или потешки и выполняют движения руками. Эффект заключается в том, что в головном мозге речевые и двигательные зоны расположены рядом, поэтому воздействие на одну из них активизирует другую.

Основной метод речевого развития в этом возрасте – беседа. Побуждая детей к разговору, педагог задаёт репродуктивные («кто это?», «что это?») и поисковые вопросы («почему на улице лужи?», «зачем надевать шапку?», стимулирует обращение к сверстникам, взрослым («спроси у Маши, будет ли она с нами играть»). Следующий метод – рассказ. Рассказы педагога должны быть небольшими по объёму, интересными и содержательными. Например: «Ребята, посмотрите, какая у меня красивая кукла. Её зовут Катя. У Кати мягкие, пушистые волосы, карие глаза, белая кофточка с пуговицами и цветастый сарафан». Речевому развитию малышей способствует и художественная литература. Воспитатель читает стихи и потешки наизусть, пересказывает короткие сказки. Если произведение знакомо детям, то можно использовать приём договаривания. Педагог начинает фразу, а воспитанники заканчивают: Наша Таня громко (плачет, Уронила в речку (мячик).

Поскольку крохи ещё не умеют мыслить абстрактно, дошкольное развитие речи представляет собой сочетание словесных методов с наглядными: демонстрация игрушек, небольших картинок, книжных иллюстраций, сценок кукольного и теневого театров.

Но чтобы развитие речи в первой младшей группе было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких родственников ребёнка. Педагоги советуют мамам и папам чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы ("почему растёт цветок?", "какого цвета небо?", "чем покормим котика?" и т. д.). Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка, произносить слова так, как это делает малыш.

Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискать нужную информацию в книгах.

Развитие речевых навыков до 3 лет — важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются. Даже если у малыша нет признаков отставания в развитии, домашние занятия и игры будут не менее важны.

Упражнения для развития речи

«Дудочка и свистулька»

Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.

«Умывашка»

Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей – корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить крошку, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут.

«Кто дальше?»

Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.

«Повторяй за мной»

Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог.

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

«Проводи мишку»

Игра развивает речь и учит ориентироваться в пространстве. Для неё потребуется мягкая игрушка (в данном случае мишка). Взрослый должен взять мишку в руки и его голосом сказать крошке, что тот очень бы хотел познакомиться с местом, где живёт семья малыша. Затем нужно попросить ребёнка проводить мишку по дому и показать ему все интересные места. Начать можно с кухни, куда малыш должен «отвести» игрушку. Голосом игрушки взрослый должен спрашивать, как называются предметы кухонной утвари и обстановки, а его лапой показывать на стол, плиту, холодильник и т. д. Мишка должен поинтересоваться, зачем они нужны, а малыш – ответить на эти вопросы. Затем можно обойти другие комнаты.

«Больше слов»

Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий.

«Угадай животное»

Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей и дружная компания. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал.

«Закончи слово»

Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребёнка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект.

«Голоса животных»

Данная игра развивает артикуляционный аппарат, речь и знакомит с миром животных. Нужно подготовить игрушки животных или карточки с их изображениями. Ребёнку нужно показать игрушки или карточки и дать ему их внимательно рассмотреть, одновременно рассказывая, где животное живёт и чем питается, какие издаёт звуки. Отлично будет сводить малыша в зоопарк или использовать записи голосов животных. Затем уже можно проводить итоговое занятие. При виде карточки малыш доложен назвать изображённое животное и вспомнить издаваемые им звуки:

петух — кукарекает (кукареку);

гусь — гогочет (га-га-га);

утка — крякает (кря-кря);

индюк — кулдыкает (кулды-кулды);

ворона — каркает (кар-кар);

воробей — чирикает (чирик-чирик);

филин — ухает (уху-уху);

кошка — мяукает (мяу-мяу);

собака — лает (гав-гав);

коза — блеет (ме-е-е);

кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю);

корова — мычит (му-у-у);

лошадь — ржёт (и-го-го);

осёл — ревёт (иа-иа);

мышка — пищит (пи-пи-пи);

лягушка — квакает (ква-ква);

тигр, лев — рычит (р-р-р);

слон — трубит (ту-у-у);

пчела — жужжит (ж-ж-ж).

Не следует спрашивать ребёнка обо всех животных сразу.

«У меня зазвонил телефон»

Игра пополняет словарный запас и развивает речь. В ней имитируется разговор по телефону, функцию которого может выполнять любой предмет, например, деталь от конструктора, палочка, кубик. Родитель и ребёнок должны по очереди изображать разговор по телефону. Старший от своего имени задаёт простые вопросы, а малыш отвечает. Затем они меняются ролями. Можно также говорить с малышом от имени животного или игрушки.

«Чем заняться?»

С ребёнком можно поговорить на тему, чем можно заняться в разных ситуациях. Например, что можно делать в лесу (слушать птиц, отдыхать, гулять, искать грибы, на реке (ловить рыбу, купаться) и т. д. Пусть малыш подумает, что можно делать с цветочками (поливать, рвать, нюхать, что делает дворник на улице (подметает, убирает снег). Вопросы нужно задавать так, чтобы при ответе на них малыш каждый раз использовал разные лица, числа и времена.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Развитие речи детей 2–3 лет» Особенности занятий с детьми раннего возрастаРабота с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими деть-ми отличаются.

Развитие речи у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры «Развитие речи у детей 4-5 лет в процессе дидактической игры» ВВЕДЕНИЕ Вопросы развития речи изучались многими исследователями в разных.

Игры на развитие речи для детей 3–4 лет Игры на развитие речи для детей 3-4 лет Игра «Кто быстрее». Цель: развивать речь, память, внимание. Ход игры: встать рядом с ребенком.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Консультация: «Развитие речи детей 3-4 лет» Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Правильная, выразительная речь- портрет человека.

Консультация «Развитие речи детей 3–4 лет» Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Правильная, выразительная речь- портрет человека. Речь- это не прирожденный дар. Все начинается.

Консультация учителя-логопеда «Развитие речи детей от 2 до 7 лет» Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная.

Развитие речи детей от 0 до 3 лет Выступление на МО (методическое объединение) по теме «Развитие речи детей от 0 до 3 лет» Приходько А. М. – учитель – логопед Слайд 2 Речь.

Развитие речи в старшей группе детей 5–6 лет Развитие речи в старшей группе 5-6 лет. Цель занятий—способствовать гармоничному речевому развитию детей в процессе.

Родительское собрание «Развитие речи детей 2–3 лет»Родительское собрание «Развитие речи детей 2–3 лет» «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Родительское собрание Развитие речи детей 3–4 лет Родительское собрание по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» Краткая характеристика речи детей. Словарь. На четвертом году жизни у детей.

Автор публикации:
Развитие речи детей 2–3 лет
Опубликовано: 25 марта 2019 в 12:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД