МААМ-картинки

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм

Галина Буянова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм» размещена в разделах

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу, направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. Знакомство с фольклором - это обучение родной речи не только в непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это - детский фольклор(Г. С. Виноградов)

Из бесед с родителями выяснилось, что они в большинстве своем практически не используют в работе с детьми малые фольклорные формы : очень редко читают потешки, загадывают загадки, не употребляют в речи пословицы и поговорки. Выяснилось, что в некоторых семьях помнят лишь

несколько потешек, загадок и поговорок, называя из них лишь отдельные слова «Сорока - белобока», «Петушок, петушок» Все меньше и меньше поют колыбельных песен. А ведь колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька», «мишутка».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ лисы. Причем, это не просто лиса, а лиска, лисонька, лисичка. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками обогащает словарь детей, способствует формированию связных высказываний, овладению сложными формами монологической и диалогической речи, мотивации речевой активности. Произведения народного фольклора бесценны.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, -все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Проанализировав значимость малых фольклорных форм в речевом развитии дошкольников, поставила перед собой следующие задачи: 1. Учить детей воспринимать разнообразные формы фольклора : потешки,

загадки, пословицы, поговорки, колыбельные, сказки. 2. Вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества. 3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, подвижных играх и т. п.) 4. Развивать мышление, память, внимание через заучивание разнообразных фольклорных форм.

Основным принципом дошкольного образования, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом, является индивидуализация образовательного процесса. Ребенок - субъект деятельности, который самостоятельно выбирает партнеров, время и содержание игр, так как игровая деятельность является основным видом детской деятельности. Для саморазвития ребенка необходимо создавать условия, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

Так появился наш речевой уголок, достаточно большое место в котором занимают произведения устного народного творчества, дидактические игры на основе фольклорного материала : «В гости к хозяюшке» (знакомство с загадками); «Баю – бай, поскорее засыпай», «Баю – баюшок, ляжет дочка на пушок» (составление детьми «собственных» колыбельных по картинкам); интерактивные игры с использованием пословиц «Делу – время, потехе – час», «Человек без друзей, что дуб без корней» («Проиллюстрируй пословицу», «Пантомима по пословице») Интересны для обыгрывания детьми старшего дошкольного возраста короткие фольклорные миниатюры «На ярмарке», «Русская изба». «Зимние забавы», атрибуты для которых дети готовят самостоятельно.

Есть в речевом уголке пальчиковые игры – потешки. Они сопровождаются рисунками движений рук. Дети, глядя на карточку, быстро вспоминают потешку.

Игры на основе фольклорных форм используются во всех режимных моментах. Так, на прогулках дети играют в народные игры («Олени и пастухи», «Волшебная шапка», «Оленья упряжка», «Чепена») Народные игры лаконичны, выразительны, доступны ребенку. Они способствуют

расширению кругозора, развитию всех компонентов речи.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы – ты пойди - ка поводи!» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

«Начало искусства слова – в фольклоре» (М. Горький). Поэтому для формирования мотивации речевой деятельности использую приемы: эмоционально – выразительное чтение произведений устного народного творчества, демонстрация иллюстраций, встреча со сказочными героями, создание проблемной ситуации, беседа, использование атрибутов и элементов костюмов персонажей малых фольклорных форм.

Фольклор называют «живой стариной». Произведения фольклора помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки демонстрируют ее сжатость и мудрость. Приоритетной задачей является привить при помощи русского фольклора ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-доброму смотреть на окружающий мир.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Получившие в детстве «увеличенный фольклором объем внимания» дети себя чувствуют более раскрепощенно, что в будущем дает им шанс иметь активную жизненную позицию.

Публикации по теме:

Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанровФормирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его.

Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский Современное общество.

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя.

Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка» Материал подготовила: Воспитатель МБДОУ д\с "Светлячок" Дегтярева Лариса Николаевна. В своей работе очень серьезное внимание уделяю ознакомлению.

Конспект НОД по развитию речи для младшей группы «Использование малых фольклорных форм» Задачи: -продолжить знакомство с потешками; -воспитывать интерес к устному народному творчеству; -учить запоминать и выразительно рассказывать.

Программа по развитию выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных формПрограмма по развитию выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.

Родительское собрание «Развитие речи детей 5–7 лет средствами малых фольклорных жанров» Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров». Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи.

Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей» Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка» Подготовительная группа Цель: Расширение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 15:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД