Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Галина Кугаевская
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Кугаевская Галина Николаевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №48» г. Тобольска

Развитие детей младшего дошкольного возраста

средствами фольклора

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. В наши дни произведение устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически забыты. Не употребляются в речи пословицы и поговорки, которыми так богат русский язык. А ведь именно в младшем возрасте знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок.

В своей работе с детьми решаю следующие задачи:

1. Формировать правильную, красивую речь у детей через устное народное творчество.

2. Обогащать и расширять словарь детей, используя фольклорные жанры.

3. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

Для развития речи детей использую фольклорные произведения в доступной и интересной для них форме: игровые песенки и потешки, приговоры. Всё это доставляет малышам им огромную радость.

На первом этапе работы были подобраныпотешки, приговорки, попевки, главным условием которых была простота, лаконичность и четкий ритм, побуждение к действию, движениям.

Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками. Поэтому использую потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка», «У нашей бабушки десять внучат»). Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас ребенка, так как потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.

Для запоминания потешек, использую подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте, называется он «Сундучок-игра «Ай, да потешки!». Дети с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек, прибауток, закличек. В дальнейшем происходит обсуждение содержания картинки, детям объясняется смысл некоторых для них непонятных слов.

На последнем этапе игры проговаривается или пропеваетсяпотешка, закличка, пестушка, изображая жестами, мимикой, движениями рук, пальцами рук, т. е. соотносятся действия с одновременным проговором текста. В последующем используется фольклор в различных режимных моментах.

В заключении, хочется отметить, что малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. на музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них приятным делом.

Список используемой литературы:

1. Аникин В. П. Устное народное творчество. Хрестоматия. – М., 2006.

2. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1990.

3. Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л., 1928.

4. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Мла-денчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., предисл. В. П. Аникина. - М., 1991.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Ценность фольклора Русский народ создал изустную литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, сказки, былины. напрасно думать, что эта литература была.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Экология
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
Опубликовано: 1 марта 2014 в 18:13
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж с Выпускного бала.
Конец мая – начало июня это горячее время выпускных. Как всегда перед выпускным много хлопот. Нужно отрепетировать утренник, украсить зал, оформить...
«Песенка — чудесенка подружилась с нами» музыкальное развлечение — «состязание», по...
«Песенка – чудесенка подружилась с нами» музыкальное развлечение - « состязание», по пению для детей младшего и среднего дошкольного возраста с целью...
Проект «Опасная вкуснятина» (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара» Проект "Опасная вкуснятина" (...
Мини-музей «Юрта» в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного...
Я слышу - и забываю. Я вижу - и вспоминаю. Я делаю - и постигаю. Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной...
Нетрадиционная техника рисования. Метод тычкования. Занятие в старшей группе «Планета...
Занятие в старшей группе . «Планета насекомых». «Бабочка» Цель: закрепить знания детей о насекомых; развивать воображение; сформировать желание защищать...