Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Галина Кугаевская
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Кугаевская Галина Николаевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №48» г. Тобольска

Развитие детей младшего дошкольного возраста

средствами фольклора

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. В наши дни произведение устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически забыты. Не употребляются в речи пословицы и поговорки, которыми так богат русский язык. А ведь именно в младшем возрасте знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок.

В своей работе с детьми решаю следующие задачи:

1. Формировать правильную, красивую речь у детей через устное народное творчество.

2. Обогащать и расширять словарь детей, используя фольклорные жанры.

3. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

Для развития речи детей использую фольклорные произведения в доступной и интересной для них форме: игровые песенки и потешки, приговоры. Всё это доставляет малышам им огромную радость.

На первом этапе работы были подобраныпотешки, приговорки, попевки, главным условием которых была простота, лаконичность и четкий ритм, побуждение к действию, движениям.

Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками. Поэтому использую потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка», «У нашей бабушки десять внучат»). Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас ребенка, так как потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.

Для запоминания потешек, использую подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте, называется он «Сундучок-игра «Ай, да потешки!». Дети с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек, прибауток, закличек. В дальнейшем происходит обсуждение содержания картинки, детям объясняется смысл некоторых для них непонятных слов.

На последнем этапе игры проговаривается или пропеваетсяпотешка, закличка, пестушка, изображая жестами, мимикой, движениями рук, пальцами рук, т. е. соотносятся действия с одновременным проговором текста. В последующем используется фольклор в различных режимных моментах.

В заключении, хочется отметить, что малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. на музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них приятным делом.

Список используемой литературы:

1. Аникин В. П. Устное народное творчество. Хрестоматия. – М., 2006.

2. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1990.

3. Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л., 1928.

4. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Мла-денчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., предисл. В. П. Аникина. - М., 1991.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Ценность фольклора Русский народ создал изустную литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, сказки, былины. напрасно думать, что эта литература была.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора
Опубликовано: 1 марта 2014 в 18:13
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...
Поздравительная открытка «Букет цветов для мамочки!» Мастер-класс
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по оформлению поздравительной открытки для мамочек и бабушек, которую мы делали с детьми...
Детский мастер-класс «Конверт». Оригами.
Раньше, в давние времена, все письма, которые писали люди, не вкладывали в бумажные конверты. В старые времена конвертов не было – их просто ещё не...