Лучший педагог года

Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?

Татьяна Павловна Белоусова
Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?

Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства

Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий:

• Физиологические - нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка

• Социальные - наличие общения ребенка со взрослым – социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста, Какие есть основания для беспокойства?» размещена в разделах

• Психологические – нормальное развитие психологической базы речи – восприятия, внимания, памяти, мышления.

Довербальное и начальное вербальное развитие (в норме).

1 месяц: Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2 месяца: Улыбка при общении

3 месяца: Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4 месяца: Дифференцированность комплекса оживления, смех

5 месяцев: Дифференциация направления звука, певучее гуление

6 месяцев: Лепет

7 месяцев: Ориентация на колокольчик, готовность к совместной игровой деятельности

8 месяцев: Реакция на незнакомое лицо, повторение БА – БА - БА

9 месяцев: Общение с помощью жестов, игра «Ладушки»

10 месяцев: В речи 1- 2 лепетных слова, ситуационное понимание обращенной речи

11 месяцев: В речи 3 лепетных слова с их соотнесением

1 год: В речи 3 – 4 (9) лепетных слова с их соотнесением. Понимание простой инструкции, дополняемой жестом, 20 слов – жестов.

15 месяцев: В словаре ребенка есть 6 слов. Понимание простой инструкции без жеста.

18 месяцев: В словаре 7 – 20 слов. Показывает одну из частей тела.

21 месяц: В словаре 20 слов. Фраза из двух слов. Показывает 3 части тела.

2 года: В словаре 50 слов. Предложение из двух слов. Неадекватное использование местоимений Я, ТЫ, МНЕ. Показывает 5 частей тела

30 месяцев: Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет понятие «один».

3 года: В словаре 250 слов. Предложение из 3 слов. Овладение множественным числом глаголов и существительных. Называет свое имя, пол, возраст. Выполняет задания типа: «положи кубик в коробку», рассматривает картинки, слушает короткие истории 5 – 10 минут.

Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться «детская» речь ребенка, а некоторые поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.

Важно не упустить момент, когда нужно серьезно заняться постановкой или исправлением звуков.

Примерные сроки формирования звуков в речи ребенка

1-2 года: А О Э П Б М

2 – 3 года: И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й

3 – 5 лет: С З Ц Ш Ж Ч Щ

5 – 6 лет: Р Л

Мы видим, что к 5 – 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Если этого не произошло, мы не можем говорить о нормально развивающейся речи ребенка.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Речевой гимнастикой нужно заниматься с 5 – летнего возраста, но можно использовать и для занятий с детьми более раннего возраста. Но для этого ребенок должен знать названия частей своего тела (лица, артикуляционных органов и правильно ориентироваться в них.

Этапы развития речи:

1. Этап. От 0 до 1 года. – Довербальное развитие.

• до 2 месяцев – формируется реагирование на звуки, речь, улыбка на лице – в 2 месяца,

• гуление – в 3 месяца,

• смех – в 4 месяца,

• в 5 – 6 месяцев до 1 года - лепет, интонационная окраска крика, речи развивается. Лепет отсутствует у детей с физически нарушенным слухом, с ТНР, с ТН интеллекта.

Основания для беспокойства:

• не реагирует на звуки

• не поворачивает голову в сторону подошедшего взрослого

• Кричит (плачет) редко или тихо

• Не кряхтит

• Нет смеха

• Не было гуления или оно было однообразное

• Не реагирует на свое имя

• Нет лепетных слов : АВ – АВ, БИ – БИ, НА, ДАЙ, БАБА, МАМА, ПАПА

После 1 года развитие речи идет стремительно.

2. Этап. 1 год – 1,5 года. Вербальное развитие.

Появляются сочетания АМ – АМ, есть 3 – 6 слов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА … К 1, 5 годам должно быть не менее 20 слов. Необходимо помнить, что развитие мальчиков отстает от развития девочек.

Симптомы риска на данном этапе:

• Отсутствие первых слов

• Отсутствие подражательных действий взрослым (Пока – Пока)

• Невыполнение элементарных команд взрослого

3 Этап 1, 5 года – 2 лет.

Словарный запас - 50 слов. Появляются попытки связи 2 – х слов (предложение). Развивается жестовая речь, т. к. слов недостаточно, а потребность в общении большая. Развивается регулятивная функция речи, т. е. ребенок должен понимать смысл слов МОЖНО – НЕЛЬЗЯ.

Симптомы риска на данном этапе:

• Продолжающееся отсутствие первых слов

• Малочисленный словарный запас

• Отсутствие попыток словоизменения.

• Отсутствие попыток стабилизации слоговой структуры слова.

4. Этап. 2 – 3 года.

Мощное накопление словарного запаса. Появляется в речи Я. Фраза состоит из 2 – 3 слов. Доступны к пониманию сказки, рассказы.

Симптомы риска на данном этапе:

• Отсутствие фразовой речи. (У/О, аутизм, ТНР, шизофрения).

Основания для беспокойства:

• Ребенок говорит не целыми словами, а частями: ДЕВОЧКА = ДЕКА, КУПИ = ПИКУ

• Отсутствует фраза, предложение.

• В речи нет глаголов: Я НЕ ХОЧУ = Я НЕТ

• Во время речи язык вываливается изо рта

• У ребенка всегда открыт рот, течет слюна.

5. Этап. 3 – 5 лет.

Обиходная фразовая речь. Словарь – 3 – 5 тыс. слов. М. б. физиологическое заикание, запинки речевые. – из – за того, что словарный запас превышает коммуникативные возможности языка. Заканчивается формирование фонетической стороны речи, т. е. к 5 годам все звуки сформированы. Ребенок овладевает звуковым анализом, т. е. его можно учить грамоте. Ребенок поддерживает речевой диалог, в состоянии высказываться. Есть чувство языковой нормы.

Фраза содержит 5 -6 слов. Начинается сензитивный период для обучения чтению.

Основания для беспокойства:

• Ограничен словарь, ребенок затрудняется самостоятельно рассказать об увиденном

• Ребенок затрудняется группировать предметы: ОВОЩИ – МЕБЕЛЬ и т. д.

• Не может заменить слов синонимом: СОБАКА – ПЕС

• Не активен в речевом общении

• Нарушено звукопроизношение

• Не может выговорить сложные слова: РЕГУЛИРОВЩИК, ЛЕКАРСТВО.

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того, чтобы наладить систематические, планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:

1. Коррекция произношения

2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)

3. Формирование грамматических умений и навыков

Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут быть выделены различные разделы:

1. Коррекция произношения

• Развитие мимики

• Развитие моторики

• Развитие артикуляционного аппарата

• Постановка нарушенного звука

• Автоматизация звука

• Дифференциация звуков

2. Формирование словаря

• Слова, обозначающие предметы (номинаты)

• Слова, обозначающие действия (предикаты)

• Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)

3. Формирование грамматических умений и навыков

• Связь слов в предложении (управление, согласование)

• Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)

• Работа над рассказом, пересказом

По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).

Публикации по теме:

Психологические и физиологические особенности формирования речи детей первого и второго года жизни Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Язык – это система знаков. Речь как.

Родительское собрание для родителей подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Предлагаю вашему вниманию презентацию к родительского собранию для родителей подготовительной группы детского сада. Речь занимает чрезвычайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 21:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД