Развитие речи и мышления детей на комплексных занятиях с участием родителей

Оксана Тарская
Развитие речи и мышления детей на комплексных занятиях с участием родителей

Развитие речи и мышления у детей

на комплексных занятиях в группе совместно с родителями.

Комплексные занятия по коррекции неврологических состояний у детей основаны на представлении о том, что сложно организованные психические функции не распадаются полностью при локальных поражениях коры головного мозга и остаются относительно сохранные или легче других восстанавливаемые функции. Ими могут быть не обязательно элементарные и первоначальные, необязательно наиболее автоматизированные. Подтверждением этих представлений может служить успешная практика речевой коррекции у детей.

Речевая коррекция произношения и экспрессионной речи опирается на относительно сохранные психические функции. Работа в группах основана на подаче материала от простого к сложному с обязательной детализацией рассматриваемого объекта и включением в работу всех анализаторов.

Таким образом, обеспечивается планомерное оживление основных структурных типов связей в языке: сигматических (контекстовых) и прагматических (ассоциативных, что с самого начала определяет коррекцию речи как системы. Кроме того, с помощью описанных приемов с первых моментов для детей с нарушениями речи в облегченных условиях проходит коррекция невротических состояний, обеспечивая логопеду союзника в лице больного: его доверие и целеустремленность.

На сегодняшний день существуют следующие основные методы лечения больных, страдающих нарушениями неврологических состояний. Это нейрохирургическое вмешательство, химическое (лечение медикаментозными препаратами, физиологические приемы, гипноз, а также терапевтическое воздействие на психику.

По мере развития науки, новых открытий и совершенствования лечения и коррекции неврологических состояний появляется потребность в новых, более эффективных методиках терапевтического воздействия.

В лечебно-консультативном отделении проводятся занятия с детьми младшего школьного возраста массовых школ и детьми, обучающимися в специализированных школах города, страдающих разными формами неврозов, совместно с родителями, которые включены в игры, благодаря чему накоплен огромный опыт и методический материал по работе с данными детьми.

Данный курс был расширен, дополнен и адаптирован для детей, страдающих патологией. Каждая группа детей набирается сроком на четыре месяца, дети посещают занятия 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 45-60 минут. Из них по 10-15 минут проводится коррекция звукопроизношения в совместной деятельности логопеда, родителя и ребенка.

На своих занятиях в отделении логопед проводит работу с детьми, которые активно участвуют в процессе обсуждения занятия, вспоминают новые слова и понятия, которые узнали на занятии, тем самым активизируется речевая деятельность, обогащается словарный запас, происходит автоматизация ранее поставленных звуков речи, улучшаются мыслительные процессы (внимание, память).

Данная методика позволяет решить следующие задачи – коррекционные, образовательные (познавательные, воспитательные.

Коррекционные задачи: адаптация в окружающей среде (развитие уверенности, умения общаться с окружающими, избавляться от тревожности, боязливости, страха перед речью, развитие связанной, гармонически правильно оформленной речи. Коррекционная направленность данных занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

Образовательные задачи: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие абстрактно-образного мышления, внимания, памяти, интеллекта.

Воспитательные задачи: воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила общения и поведения со сверстниками и взрослыми.

Логопед должен учитывать возрастные и личностные особенности детей, особенности нарушения речевых и неречевых процессов, пространственного гнозиса, слухового и зрительного внимания, памяти, а также принимать во внимание рекомендации психотерапевта, результаты тестирования психологом и анкетные данные, полученные из опроса ребенка и родителей.

Сложный характер речевых расстройств, разнообразие этиологических и патогенетических факторов, наличие специфических и социальных аспектов делают наиболее эффективным комплексный метод реабилитации больных с расстройством речи.

В своей работе мы получаем:

– дополнительную диагностическую информацию.

– самостоятельную работу ребенка дома.

– коррекцию речи, памяти, внимания, мышления, моторных и сенсорных навыков.

– навыки общения и адаптации в обществе.

– привлечение родителей к процессу коррекции.

Основными объектами развития на занятиях являются такие психофизиологические характеристики, как внимание, память и моторика, а также речевая активность.

При этом отдельные виды заданий на дом имеют многоцелевые назначения. Например, рисование. Данное задание позволяет тренировать зрительное и слуховое внимание, а также координацию движений моторных навыков и т. д.

Групповая работа позволяет вне стен лечебного учреждения более успешно решать лечебно-педагогические задачи. Она опирается на навыки общения детей в группе друг с другом, общение с родителями и логопедом.

Консультативная помощь родителям детей с расстройством речи носит активный характер.

Как описывалось выше, опрос логопедом детей и родителей по анкете позволяет получить информацию о ребенке и его поведении дома и в школе.

Сведения о психологических особенностях пациента, полученные на занятиях, полезны всем специалистам, которые участвуют в лечебном процессе, но в наибольшей степени в них нуждается логопед. Важные сведения о пациентах, в свою очередь, получает психотерапевт от логопеда и использует их для уточнения диагноза, а также для выработки тактики направления психотерапевтической работы.

Публикации по теме:

Конспект коррекционной игры учителя-логопеда с детьми с использованием ИКТ Подготовительный этап коррекционной работы. Методическая тема: Авторская сказка логопедической коррекции с использованием здоровьесберегающих.

Руками творим — чисто говорим.Руками творим — чисто говорим. Развитие тонких движений пальцев рук и их стимуляция положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга и, таким.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пасха
  • Пасха
Автор публикации:
Развитие речи и мышления детей на комплексных занятиях с участием родителей
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 22:59
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....