МААМ-картинки

Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников

Оксана Файласова
Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников

«Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников»

1 слайд

Ещё К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».

2 слайд

Актуальность данной темы:

Публикация «Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников» размещена в разделах

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи и эмоциональное развитие дошкольников на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых, всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью и эмоциональным состоянием ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем, поэтому, так важно научить ребёнка общаться.

Успешность адаптации ребёнка в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Эмоциональное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Типичные проблемы развития речи дошкольников:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений (так называемая «ситуативная» речь

2. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.

3. Бедность речи. Недостаточный запас слов.

4. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотра телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно.

6. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь в школе приобрести это умение просто необходимо)

7. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

8. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

9. Плохая дикция.

3 слайд

Цель темы:

Способствовать развитию речевой активности и эмоционально волевой сферы дошкольников

через устное народное творчество.

4 слайд

Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Способствовать развитию детской эмоциональности.

3. Способствовать творческой образности речи.

4. Всесторонне обогащать речь детей.

5 слайд

Очень важно систематизировать работу по организации устного народного творчества:

1. Организовать предметно – развивающую среду

2. Занятия

3. Праздники

4. инсценировки

5. Проводить занятия с элементами драматизации

6. Поводить фольклорные развлечения

7. Подвижные игры

8. Планировать работу с родителями

6 слайд

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

Организуя предметно-развивающую среду в группе, я учитывала всё, что будет способствовать становлению личности каждого ребёнка: уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы. Чтобы дети видели как жили люди раньше, какие предметы быта окружали их.

7 слайд

Создала театрализованный уголок

Подобрала разные виды театров:

9-15 слайды

Театр на карандашах, театр би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, куклы – марионетки, магнитный театр, пальчиковый театр.

Сшили русские народные костюмы,создала большую библиотеку с русскими народными сказками.

17 слайд

Народные игры – богаты образными разговорными формами, выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, снять мышечное и эмоциональное напряжение. В процессе игр - забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребёнка к письму.

18 слайд

Знакомство детей с русскими народными сказками

Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение»… Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.

Сила фольклора как средства воспитания, заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это плохо», учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы. Слушая произведения устного народного творчества, ребёнок самостоятельно делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев.

19 слайд

Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо рекомендовать родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, показать как это можно сделать.

Проводила консультации по развитию речи детей «Загадка – гимнастика для ума», «О роли фольклора в жизни ребёнка», «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвица» для этого использовала папки - передвижки, на которых размещалась информация. Проводила родительские собрания: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей», «Вечер сказок любимых героев».

Организовывала совместные праздники и развлечения: «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем», «Семейные посиделки».

Проводила с детьми фольклорные развлечения «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «За околицей». Создала картотеку: русские народные игры, загадки, пальчиковые игры, потешки, пословицы о труде, упражнения на развития мелкой моторики.

20 слайд

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: загадки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, сказки, потешки и скороговорки.

21 слайд

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия. Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.

22 слайд

Потешки, скороговорки, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи.

23 слайд

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи, ребёнка, способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многообразности слов, помогают увидеть вторичные значения слов. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания.

24 слайд

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Богатейший материал для воспитания содержится в пословицах и поговорках. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание.

29 слайд

Участие в театрализованных играх, представлениях воспитывает в детях ответственность, чувство коллективизма, а отсюда - острую необходимость в общении. Идея сказок, которые показывают дети, борьба со злом, помогает им выбрать определённое нравственное отношение к жизни. Детьми драматизируются такие русские народные сказки как «Гуси – лебеди», «Репка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Машенька и Медведь», «Зимовье зверей» и т. д., в которых ярко прослеживается тема взаимопомощи, дружбы, умения договариваться, действовать совместно.

30 слайд

Таким образом, малые формы фольклора – незаменимый материал по развитию речи и эмоционально-волевой сферы детей. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирая нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Публикации по теме:

Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников» «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически.

Значение малых жанров произведений устного народного творчества Значение малых жанров произведений устного народного творчества Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи с использованием фольклора и его влияние на эмоциональное состояние дошкольников
Опубликовано: 12 января 2014 в 12:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД