Консультация «Развитие речи средствами фольклора»

Лариса
Консультация «Развитие речи средствами фольклора»

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В. Соболева Воздействие фольклора на психическое развитие детей раннего возраста и дошкольников отражено в ряде работ (В. П. Аникин, Е. В. Жулина, Т. Д. Зинкевич-Ястигнеева, Н. Н. Палагина, М. Н. Языкова, Ю. Г. Илларионова, Т. С. Комарова, Л. И. Павлова, Л. Е. Тумина, М. Ф. Фадеева, Л. Б. Фесюкова, О. Л. Князева, Г. П. Шинкарь.

А мы попробовали использовать малые фольклорные формы в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, разработан перспективный план, система занятий по использованию малых фольклорных форм в речевом развитии детей

Ф. 5. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное использование малых фольклорных форм. По мнению К. Д. Ушинского, средства устного, народного творчества должны более активнее использовать в процессе обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Также сформулированы Л. И. Павловой некоторые принципы и способы работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в периоде статей «Фольклор для маленьких». Такой чуткий и красочный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Известно, что ранний и младший дошкольной возраст - это момент интенсивного обучения языком, из этого следует что использование малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка 3-4 лет имеет чрезвычайно значимое значение.

Многолетняя практика показала, что использование в этот период малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и ребенка; погасить в ребенке отрицательные эмоции; пробудить чувство симпатии к чужому человеку; отвлечься; успокоится; познать и почувствовать окружающий мир, быт и культуру своих предков; подготовить ребёнка к жизни в социуме, развить речь.

Ф № 6. Ведущая идея: применение малых фольклорных форм улучшит речевое развитие детей 3-4 лет.

Направления работы: представлены на экране.

Ф № 7. На первом этапе работы мы обследовали особенности речевого развития воспитанников по методике О. С. Ушаковой.

Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы. Всего обследовано в сентябре 24 человека из них 4 высокий уровень 17% речевого развития; 12 человек 50 % хороший уровень речевого развития; 8 средний уровень 33 % речевого развития.

Исходя из анализа количественных баллов диагностики по методике О. С. Ушаковой, видно, что снижение общего уровня речевого развития происходит за счет низкого балла грамматики, звуковой культуры, что показывает необходимость использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей.

Ф. 8. Чтобы решить возникшие проблемы мы поставили перед собой следующие задачи и цель работы:

Цель: Развивать речь детей 3-4 лет средствами малых фольклорных форм.

Задачи:

1. Закреплять умение детей чисто произносить все звуки родной речи, говорить внятно в среднем темпе, голосом средней силы.

2. Развивать умение детей свободно пользоваться простыми предложениями, правильно сочетая в них слова.

3. Содействовать развитию словаря детей.

4. Способствовать развитию монологической речи: умению петь и говорить потешки, песенки.

Ф. 9. Мы понимали, что без участия семьи трудно решить поставленные задачи. Поэтому, одним из этапов нашей работы стала организация целенаправленного взаимодействие с семьёй.

Выбрать основные направления нам помогли такие формы работы, как: анкетирование, опрос, беседы - в результате которых мы получили информацию об использовании фольклора в семейном воспитании, в развитии речи об отношении родителей к малым формам фольклора.

Было установлено, что большинство родителей:

• использует малые фольклорные формы в семейном воспитании, в основном, это колыбельные песни и сказки;

• поддерживают работу детского сада по ознакомлению детей с произведениями устного народного творчества.

Исходя из этого, мы разработали основные направления в организации целенаправленного взаимодействия с семьёй это: Ф. 10.

• использование оптимальных индивидуально-дифференцированных форм и методов в работе с семьёй: проводили индивидуальные беседы с родителями тех детей, которые плохо шли на контакт с воспитателем, находились в угнетённом состоянии, приглашали этих родителей в группу, советовали обратиться на консультацию к психологу и другим специалистам, согласовывали щадящий режим, посещали семьи, совместно подбирали любимые их детьми песенки, потешки, сказки и т. д. ; Совместно с родителями изготавливали маски животных (медведя, лисы и т. д.) для обыгрывания, книжки самоделки по потешкам и загадкам;

• создание системы массовых групповых мероприятий с использованием разных форм фольклора: организовывали семейные вечера, отдыха, чаепития, посиделки, народные праздники «Рождество», «Масленица», совместные утренники «Давайте познакомимся», «День именинника», в сценарий которых включали песенки, потешки, народные игры;

• выявление опыта семейного воспитания: использовали форму «вопрос-ответ» или рубрику «Семейный опыт», где родители делились своими находками в использовании малых фольклорных форм, сами отвечали на проблемные вопросы.

• использование тематических консультаций, советов родителям по ознакомлению с произведениями устного народного творчества: нами были даны групповые консультации «Народная поэзия малышам», «Роль фольклора в воспитании и развитии малышей», «Русские народные потешки в жизни малышей», предлагали повторить и выучить потешки дома, сделать вместе с детьми книжки-самоделки;

Таким образом, целенаправленная работа с семьёй помогла заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию, активизировала на участие в жизни группы. А нам помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума

Ф. 11. На основном этапе мы выстроили свою работу в следующих направлениях: использование малых фольклорных форм в режимных моментах и на прогулке, в организованной деятельности детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на такие формы фольклора как: потешки, заклички, прибаутки, припевки, колыбельные песенки, которые развлекают, успокаивают, радуют малышей. Ведь недаром народная мудрость гласит, что интересно, то лучше запоминается и сохраняется в памяти. Поэтому работая с детьми мы всегда читаем наизусть потешки, поём колыбельные песенки, сказки, диалоги, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включаем их в повседневный разговор с детьми. Все знают, как конечно же не просто бывает воспитателю наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку войти в новый непривычный для него детский мир.

Ф. 12. Занятия осуществлялись на основе учёта особенностей психических процессов детей. Важность данных занятий заключался в опоре на наглядный материал, здесь мы использовали игрушки, картинки, атрибуты пальчикового и кукольного театров, шапочки зверей. Для эффективности результата необходимо включать в процесс познания все анализаторы ребёнка, обязательно при этом соотносить слово- с действием, слово-с признаком. Роль взрослого при этом заключается в многократном повторении нового слова, а также выполнение действий ребёнка с предметом, которые обозначаются словом. Это кисонька-Мурысонька, она мягкая и пушистая. Где кисонька? Погладь кисоньку-Мурысоньку. Как кисонька мяукает? Кто мяукает? И т. д. Таким образом и осуществляется речевая активность детей в процессе ознакомления и взаимодействия с предметами окружающего мира. Спустя время в процессе ежедневного взаимодействия у детей появляется умение детей чисто произносить все звуки родной речи, говорить внятно в среднем темпе, голосом средней силы, умение детей свободно пользоваться простыми предложениями, правильно сочетая в них слова, развитие словаря детей дети начинают развитию словаря детей.

Ф. 13. К занятиям мы также отнесли проводимые нами все подвижные игры с использованием малых форм русского фольклора, различные инсценировки, элементы пальчикового театра, всё это способствовало осознать детям содержание конкретной потешки. Использованные нами игровых моментов помогли детям сформировать первоначальные навыки экспрессивной речи, а также развить интонационную выразительность.

Ф. 14. Например, когда мы с детьми разучивали потешку «Курочка- Рябушечка» мы обращались к игрушке-курице, которая появилась в группе накануне разучивания данной потешки, слова курицы в соответствии с текстом произносили мы. После первого же чтения взрослым потешки малышам становится понятна вопросно- ответная форма прочтения данной потешки. Когда мы предлагали обыграть данную потешку, многие дети с большим желанием хотели быть цыплятками, курочками. Дети активно расспрашивали курочку в образе цыплят, где была курочка, куда ходила, как цыплятки просят пить. Подражая голосу педагогу, малыши передавали и своему голосу вопросительную интонацию именно в это время у них и формировались первоначальные навыки интонационной выразительности, и что не мало важно экспрессивной речи. Во время обыгрывания каждой потешки дети сближались друг с другом, взаимодействуя вместе в игре они преодолевали и робость и нерешительность в общении. Для того, чтобы поддержать интерес к уже знакомой потешке мы применяли в своей работе разные приёмы, например оснащалась библиотека, появилась плоскостная фигура курочки в виде книжечки, содержание которой уже знакомая потешка, рассматривая её дети вспоминали потешку «Курочка- Рябушечка», и пытались её произносить с соответствующей интонацией.

Ф. 15. На стене в групповой комнате нами была повешена большая картина с изображением «Курочки-Рябушечки», дети подходили к педагогу, брали за руку и подводили к данной картине начиная рассказывать потешку. Во время обыгрывания потешки у детей формируются элементы фантазирования, без участия взрослого они находили себе партнёра, надевали на голову шапочки цыплят, курочки, брали в руки вёдра и самостоятельно, по своему начинали обыгрывать потешку. Мы привлекали детей к изготовлению атрибутов к соответствующей потешки. Например, педагог лепил из пластилина курочку, а дети лепили для цыплят зёрнышки, курочка Квохчет зовёт цыплят кушать, малыши активно поддерживали игру, вспоминали тем самым уже знакомую потешку.

Ф. 16. Организовывали деятельность детей и в развивающей предметно – пространственной среде. Красочный домик в игровом уголке помогал решать многие речевые, познавательные и коммуникативные задачи. Так, ребят с низким и средним уровнем побуждали ответить на вопросы из сказки: «Кто постучался в теремок?

А еще кто? Что спросила лягушка-квакушка? А Мышка-норушка?» и т. д.

Детям высокого уровня предлагались вопросы: Каким голосом кричал Петушок, Ёжик, Лиса, Медведь?» или предлагали повторить диалог Лисы и Петушка.

Многие настольные игры мы сделали на основе содержания знакомых детям песенок, потешек, сказок. Так, предлагали игру "Заполни окошечки" - где ребенок с низким уровнем подбирал и раскладывал картинки, на которых изображена последовательность событий, происходящих в сказке или потешке, ребёнок с высоким уровнем самостоятельно рассказывал её; проводили игру «Расскажи сказку (потешку)», в которой ребенок с помощью карточки, таблицы или схемы воспроизводил события произведений; играли в словесные игры "Чудесный мешочек» (Узнай игрушку, не вынимая её, и расскажи о ней потешку, вспомни из какой она сказки).

Постепенно в группе появились: книжки - малышки, книжки - самоделки с произведением устного народного творчества, изготовленные руками детей и родителей; дидактические игры: «В гостях у сказки", "Назови сказку ", "Моя любимая потешка " и др. ; папки с иллюстрациями: "Наши сказки ", альбом "Потешки"; книжки – раскраски; фонотека с записями сказок

Публикации по теме:

Консультация «Ценность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» На протяжении нескольких лет я использую разные фольклорные формы в своей работе. Что же такое фольклор? Слово «фольклор» появилось в 19.

Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора «Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора». Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям,.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи средствами фольклора»
Опубликовано: 24 октября 2017 в 10:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...