МААМ-картинки

Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Ирина Бударагина
Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Развитие слухового восприятия

у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Публикация «Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориен-тации в пространстве. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может от-рицательно отразиться на развитии детей. У детей с нарушением зрения слуховое воспри-ятие необходимо всячески развивать и оберегать. Слух - это отражение действительности в форме звуковых явлений. Слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира. У слепых и слабовидящих людей звуковые ощущения и восприятие име-ют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи, слепые узнают настроение, характер собеседника. Слух сохраняет возможность общения слепых с членами коллектива, в котором они живут и общаются. Велико значение слуха для слепых и слабовидящих детей в процессе познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации. Слепым и слабовидящим чаще приходится использовать слух при различных видах деятельности.

Ученые отмечают, что слабовидящему ребенку слуховое восприятие доставляет разнообразные сведения об окружающем мире. Звуки, исходящие от предметов и явлений окружающего, рисуют незрячему своеобразную картину мира. Слепой вынужден прислу-шиваться ко всему, что дает ему возможность, получить хоть какую-то информацию о происходящем вокруг.

У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими значительно беднее запас, как зрительных, так и слуховых представлений. Это приводит к недоразви-тию познавательной деятельности: образного мышления, восприятия, воображения, памя-ти, внимания. Все это ведет за собой задержку в формировании личности ребенка. У де-тей с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, поэтому у слабовидящих детей доминирует слухо-вое восприятие.

Но у слабовидящих детей дошкольного возраста слуховое восприятие ещё не со-вершенно, хотя они могут различать различные звуки, даже правильно называть предме-ты, издающие звуки.

Человека окружает множество разных звуков. Чтобы ориентироваться в их много-образии и дать детям, имеющим патологию органов зрения полное представление о них, необходимо и целесообразно дифференцировать все шумы и звуки.

научить ребенка слушать музыкальный звук - воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры.

слышать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии.

обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкаль-ных инструментов, учить различать их тембровую окраску.

учить выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки; учить различным приемам звукоизвлечения.

развивать внимание и слуховую память.

Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения средствами элемен-тарного музицирования благодатная почва. Ведь элементарная музыка - это игра звуками музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых рождается музыка. Они познают особое качество и красоту стеклянных, ме-таллических, деревянных, шуршащих и других звуков.

При этом источником звука может стать расческа с бумагой, стакан и бутылка с водой, пластиковые баночки или металлические крышки.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими - все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.

Общение детей с примарными инструментами, несомненно, развивает их музы-кальность, тонкость слухового восприятия, ассоциативность. На таких занятиях особое место занимает звукотворчество детей. Любой придуманный и извлеченный ребенком звук заслуживает внимания, принимается и используется в звуковых композициях.

«Звучащие жесты» позволяют организовать музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных ин-струмента: шлепки, притопы, хлопки, щелчки. Получая такие задания, дети, соревнуются в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, сопровождая ими пение, движение, слушание танцевальной или маршевой музыки. Для детей такая игра - естественная потребность, а для педагога - средство воспитания интонационного и тембрового слуха, развитие слуховой фантазии, а так же в освоение детьми ритма.

Знакомство с немузыкальными звуками

Мир, который нас окружает, наполнен удивительными и разнообразными «го-лосами» предметов. От нас, взрослых, зависит, сможет ли маленький ребенок услышать и понять их. Стук, шорох, скрип можно превратить в необычную, но очень занимательную музыкальную картину - надо только попробовать. Например, обыкновенный лист бумаги - а сколько разнообразных вариантов звучания. Ее можно рвать, мять, шуршать - и сразу появляются образы: шелестят листья в парке, снег скрипит под ногами.

Игра «Что звучит?»

Цель: развивать слуховое воображение и память.

Задачи: изучить с детьми звуковые возможности предметов.

Материал: кубики, карандаши, бумага, природные материалы.

Ход игры: Дети садятся на стульчики. Чтобы лучше сосредоточиться, закрывают глаза и вслушиваются в звуки, которые руководитель извлекает из предметов, определяют характер звучания, учатся сравнивать, анализируют. Могут предложить свои варианты звукоизвлечения. Обязательна поддержка инициативы ребенка.

Определение источника звука

На занятия дети приходят уже с запасом определенных знаний и навыков. Они мо-гут звукоподражать, работать с предметом. Но, попадая в непривычные условия группо-вого обучения, теряются.

Игра «У кого бубен?»

Цель: активизировать слуховое внимание

Задачи: учить выделять из музыкальных звуков тембр бубна

Ход игры: Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. За-дача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выде-лить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Инструментальные вариации

Прежде чем приступить к работе с музыкальными инструментами, необходимо дать детям возможность поиграть на них. Запастись терпением, потому что способы само-выражения будут самые различные. Первое робкое прикосновение к инструменту пре-вратится в прыгание и бегание с ним с пением и выкриками. И это замечательно, так ре-бенок свободно выражает всю полноту удовольствия от игрового процесса. Но некоторые дети производят звуковые эксперименты только над одним из инструментов. Как помочь ребенку решить проблему выбора?

Игра «Инструментальный хоровод»

Цель: развивать умение дифференцировать звуки, темп, регистр, громкость звука.

Задачи: создание воображаемых образов с помощью инструментов при смене му-зыкального сопровождения.

Ход игры: На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент («Вальс-шутка» Л. Шостаковича) начинают играть на том инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счет «раз, два, три» переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так пока не обойдут весь круг.

Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Сами расставляют стулья, раскладывают инструменты. Им нравится, когда руководитель варьирует аккомпанемент, изменяя темп, регистр, громкость звука. Желательно при смене сопровождения напоми-нать об образах, которые дети будут создавать с помощью инструментов: птичка поет на веточке, мишка идет по лесу, козленок прыгает. Иногда сами дети предлагают темы для музицирования: часики тикают, дождик идет.

Тембр и образ

Музыкальные инструменты можно использовать как наглядное дидактическое по-собие в обучении и развитии музыкально-сенсорных способностей. Необходимо исследовать с детьми тембро-динамические возможности инструментов и приемы игры на них. Дети должны сами поэкспериментировать над звуком, выбирая тембры для характеристики образов: медведя (барабан, зайчика (бубен, птички (колокольчики). Самостоятельное решение задачи лучше способствует концентрации внимания, развитию памяти и творческого воображения. Коллективная работа создает условия для обретения навыков сотрудничества, проявления индивидуальности.

Формирование слухового внимания и памяти

Это одна из главных задач в развитии детей. Научить ребенка слушать и слышать, реагировать на слово как сигнал, осознавая его смысл. От его реакции зависит успешность выполнения заданий.

«Стеклянный – деревянный».

Цель: продолжать формировать слуховое внимание и память.

Задачи: Учить отгадывать по звучанию, из какого материала сделаны предъявленные предметы.

Набор предметов за ширмой: посуда (фарфоровая, металлическая, деревянная); натураль-ные предметы из дерева, металла, стекла.

«Кто что услышит?»

Цель: развивать звуковое восприятие.

Задачи: научить определять инструмент на слух.

Ход игры: Дети сидят спиной к столику с музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель играет поочередно на инструментах. Дети должны определить какой музы-кальный инструмент играет.

При работе над развитием слуха желательно ориентироваться на уровень восприятия детей. Выбор игр и их последовательность зависят от целей, которые преследует руководитель. При каждом повторении игры ставить перед ребенком новые задачи. Главное - создать атмосферу заинтересованности. Для стимулирования развития детской самостоятельности, индивидуального проявления и творческого подхода используйте кукольный театр, костюмы. Музыкальное сопровождение должно быть ярким и выразительным.

Прогнозируемый результат:

В результате систематических занятий дети должны уметь :

• дифференцировать звуки окружающего пространства, в том числе опреде-лять по звуку материал, из которого сделан предмет;

• локализовать источник звука, определять его удалённость и направление;

• узнавать по голосам знакомых людей и дифференцировать незнакомые го-лоса;

• понимать по голосу эмоциональное состояние человека, его настроение, ха-рактер;

• пользоваться слухом в процессе всех основных видов деятельности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения» Формирование личности с нарушением зрения, её активности, работоспособности является процессом, зависящим от большого количества как внешнего,.

Особенности восприятия детей с нарушением зрения «Дефект, по выражению Л. С. Выготского, «не только слабость, но и сила», и влияние его двойственно: с одной стороны он нарушает деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слухового восприятия на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 11:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД